Модерн в глубине двора: как дом Дубровича сохранил следы трёх эпох
Рассматривая этот пятиэтажный угловой дом (Коломенская ул., 33 / Разъезжая ул., 40), обязательно задашься вопросом: к какому архитектурному стилю его отнести? Что перед нами — эклектика, модерн, неоклассицизм?

Это здание — пример того, как яркие произведения рядовой («фоновой») архитектуры задают тон целому перекрестку./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Нижний этаж покрыт обычным штукатурным рустом, окна второго этажа декорированы прямыми надоконными «полочками» — сандриками. Такого типа декор — частое явление в домах второй половины XIX века, в годы господства эклектики. Третий — пятый этажи объединены белоснежными пилястрами — вроде бы признак неоклассицизма. А вот фигурные полуфронтоны над карнизом, то ли извивающиеся как змеи, то ли колышущиеся подобно морским волнам, — точно модерн!..
Сперва дом был трехэтажным, он был построен в начале 1860‑х годов по проекту Эрнеста Густавовича Шуберского. Этот зодчий возвел в Петербурге несколько доходных домов, а также совместно с Иваном Александровичем Мерцем участвовал в проектировании и строительстве Центральной городской водопроводной станции на Шпалерной улице.
Новый этап в судьбе дома связан с началом ХХ века. В 1909 – 1910 годах инженер-архитектор Сергей Григорьевич Гингер осуществил поэтапную реновацию всего обширного участка, принадлежавшего тогда присяжному поверенному (в современной терминологии — адвокату) Эдуарду Павловичу Дубровичу. Сначала архитектор надстроил корпуса, выходившие на улицы, двумя этажами, одновременно реконструировав нижние этажи. При этом прежние оконные, витринные и дверные проемы остались на своих местах, сохранились даже сандрики над окнами второго этажа и угловой балкон.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Следующим этапом было строительство новых надворных флигелей, занявших место старой застройки дальнего двора. К ним выводил проезд с Коломенской улицы, который был расширен. Пройдя под аркой, обитатель или гость попадал в протяженный внутренний двор и мог с достаточного расстояния увидеть узкий шестиэтажный флигель, завершенный высоким фигурным щипцом с овальным вертикально поставленным окном. Здесь в отделке фасада уже вовсю торжествовал модерн.
Проездная арка выводит в еще один небольшой дворик, где находится дальний флигель. В нем были расположены квартиры «экономкласса», не имевшие ванных комнат, с единственным входом с черной лестницы. С целью использовать участок с максимальной эффективностью С. Г. Гингер устроил под поверхностью двора дополнительный подвал — так называемый подвесной двор.
В прошлом году завершилась реставрация фасадов дома, выполненная по программе КГИОП. Зданию был возвращен исторический цвет, выявленный по результатам послойных расчисток. В ходе работ была укреплена кладка, отреставрированы окна-люкарны на полуфронтонах и картуш с инициалами владельца здания — Э. П. Дубровича.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Все работы по восстановлению утрат штукатурки выполнены известковыми составами по историческим технологиям. Была произведена также реставрация металлодекора, в том числе кованых элементов углового балкона на пересечении Разъезжей и Коломенской улиц, козырьков и ворот. По историческим аналогам были восстановлены двери на лицевом фасаде.
Читайте также:
Декабристы. Кинофантазия. История фильма «С. В. Д.», снятого в Чесменской церкви
Тот, кто построил заново. Павловский дворец восстанавливали по проекту Фёдора Олейника
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (7923) от 06.06.2025 под заголовком «Модерн в глубине двора».
Комментарии