«Морским судам быть…» Русский флот начался не с ботика Петра Великого

Когда о Петре Великом говорят как о создателе регулярного российского военно-морского флота, то речь в первую очередь идет о Балтике, где России удалось достичь выдающихся успехов. Но ведь был еще и возникший раньше южный театр военных действий, для которого тоже строили суда… Ни в коем случае нельзя сказать, что его история забыта, однако на фоне блистательных побед на Балтике она действительно остается несколько в тени. Почему так произошло и какие события там происходили — об этом мы говорим с доктором исторических наук Галиной ГРЕБЕНЩИКОВОЙ, заведующей лабораторией истории флота и мореплавания, действующей в Санкт-Петербургском государственном Морском техническом университете.

«Морским судам быть…» Русский флот начался не с ботика Петра Великого | Взятие Азова стало первой крупной русской победой в войнах с Османской империей в XVII веке и положило начало превращению России в морскую державу. Автор изображения, запечатлевшего это событие, голландец Адриан Шхонебек, приглашенный Петром I и обучивший

Взятие Азова стало первой крупной русской победой в войнах с Османской империей в XVII веке и положило начало превращению России в морскую державу. Автор изображения, запечатлевшего это событие, голландец Адриан Шхонебек, приглашенный Петром I и обучивший

Галина Александровна, что же получается: русский флот начался не с ботика Петра Великого, а гораздо раньше?

— Конечно. Причем системное, правильное с точки зрения технологического процесса строительство кораблей началось именно на юге России, где Османская империя закрывала выход в Азовское море. А России оно нужно было, чтобы попасть в Черное море. Таковы были экономические и геополитические задачи того времени.

Походы на Азов русская армия предпринимала на протяжении всего XVII века, но они не увенчивались успехом, войска терпели поражение. Молодой Петр взялся за задачу, которая оказалась не под силу его предшественникам.

Первый его поход на Азов, осуществленный в 1695 году, показал, что сильнейшая турецкая цитадель со стороны моря неприступна, поэтому только сухопутными силами взять ее невозможно. Однако в то время у России не было вообще никакого флота, что и вынудило Петра начать масштабную постройку военных судов на донских верфях в Воронеже — дабы выйти в Азовское море и дать бой туркам.

Царь понимал, что сроки очень сжатые, надо торопиться. Он пригласил 70 иностранных мастеров — голландцев, датчан и англичан. Собственных мастеров в таком количестве в России тогда еще не было, как и опыта постройки военных судов.

Результат не заставил себя ждать: в ходе второго похода, в 1696 году, Азов был взят. Роль флота в этом событии была настолько велика, что совсем скоро, 30 октября (по новому стилю) 1696 года, в Москве боярская дума в честь взятия Азова постановила «Морским судам — быть…».

Лозунг, нынче хрестоматийно известный…

— Разумеется. Но что было дальше? Петр осознавал, что одних галер недостаточно, нужно строить боевые корабли, которые по своим параметрам, размерам, артиллерийскому вооружению будут соответствовать полноценным военным кораблям 4‑го и 5‑го рангов, как в Англии и Голландии. Речь о судах, которые могли нести от 34 до 48 – 50 орудий.

Между тем строительство флота, начатое в Воронеже, вовсе не шло гладко. Петр жесточайшими приказами собирал со всех концов Российского государства самых востребованных для верфей специалистов — плотников, кузнецов, специалистов по конопатке корпусов кораблей, варке смолы, резчиков по дереву. И зачастую сталкивался с саботажем.

Многие не понимали, почему они должны выполнять приказы «взбалмошного» царя, зачем вообще нужны эти корабли? Не собирались отправляться из‑под палки в Воронеж, чтобы работать там в тяжелейших условиях, помногу часов в день, под открытым небом, не считаясь с погодными условиями. Архивные документы свидетельствуют, что Петру постоянно докладывали: мол, такие‑то плотники напились допьяна, не работают, другие намеренно поломали инструменты, портят колеса у телег, чтобы не было возможности подвезти на верфи стройматериалы…

Но царю-реформатору удалось со всем этим справиться. Воронеж стал настоящей колыбелью петровского флота. Как только на воду спускали один корабль, сразу же закладывали другой. И в 1699 году состоялся первый переход русской эскадры из Азовского моря в Черное. Турки пребывали в растерянности и замешательстве: они не ожидали, что она окажется столь сильна.

Существует гипотеза, что именно тогда, во время морского похода к Керчи, у Петра впервые возникла мысль о присоединении Крыма к России. По воспоминаниям его сподвижников, высказав ее военачальникам, царь привел их в такое замешательство, что они не понимали, принимать слова царя за шутку или за призыв к действиям. Настолько идея присоединения Крымского полуострова казалась тогда всем совершенно неосуществимой.

Если этот факт соответствует действительности, то правомерно относить зарождение Черноморского флота к деяниям Петра Великого, чей феномен в том и заключался, что в сложной крымской партии он смотрел на несколько ходов вперед и намеревался ее выиграть. Но сложилось так, что эту эпопею довела до логического финала Екатерина II вместе с Григорием Потемкиным в конце XVIII века.

Но это мы сильно забегаем вперед. Пока же речь о том, что в Воронеже строили прекрасные корабли для Азовского флота.

— Сохранились их исторические описания. В 1700 году была спущена на воду «Гото Предестинация» (в переводе с латыни — «Божье предвидение»). В настоящее время в Воронеже существует современная реплика этого корабля.

Именно тогда проявился талант таких русских корабельных мастеров, как Федосей Скляев и Лукьян Верещагин. Этих двух самородков Петр в срочном порядке отправил на обучение в Венецию, потребовав от них как можно быстрее вернуться в Россию, чтобы строить Азовский флот. Но вот незадача: возвращаясь на родину, они попали в передрягу. Ехали через Москву, заночевали в слободе и ничего умнее не придумали, как напиться в кабаке и подраться с солдатами Преображенского полка. Федор Ромодановский, фактически руководивший русским царством в период отсутствия Петра I в столице, приказал их арестовать и высечь плетьми.

Когда Петру доложили, что его любимые мастера сидят под стражей, он написал Ромодановскому: мне они тут потребны, дело государственное! Ромодановский ответил: мол, не могу, они «дурость проявили», даже двух солдат зарезали, вот пока их не высекут и они не отсидят положенное время под арестом, не выпущу, какое бы ни было дело государственной важности…

Так что и такие случаи происходили. Тем не менее Азовский флот набирал силу. Были построены настоящие шедевры русского деревянного парусного кораблестроения. Петр велел придать им вычурный вид. Архивные документы сохранили описания «Гото Предестинации»: сочетание ярко-голубых, бежевых тонов, позолоченная резьба…

Нуждались ли боевые суда в декоративных излишествах? Их ведь готовили вовсе не для парада…

— Сегодня нам может показаться, что это была не самая разумная трата денег, но для Петра подобный облик кораблей служил символом могущества и богатства государства. Они были чрезвычайно дороги его сердцу, были его детищами, предметом гордости, в том числе и перед иностранными дипломатами. Ведь наличие у России боевых кораб­лей казалось просто немыслимым. До Петра ничего подобного не было.

Недаром и спуск кораблей происходил в присутствии не только представителей царской фамилии, но и иностранных дипломатов — голландских и датских резидентов. Расчет оказался верным: те сразу же посылали донесения своим правительствам, сообщали о том, что Россия набирает силу, ускоренными темпами строит военный флот, и руководит этим сам царь Петр Алексеевич. Лично разрабатывает чертежи, участвует в постройке, постоянно находится на верфи. Для иностранцев это было совершенно невероятно.

Примечательно, что Петр, изучив судостроительный опыт, накопленный и апробированный голландцами и англичанами, не копировал его слепо, а разрабатывал собственные проекты. Он сам выполнял общие теоретические чертежи кораблей, вычерчивал сложную графику — так, что английские мастера отмечали их превосходный уровень. Царь идеально соблюдал изящество и красоту пропорций…

Вновь построенные корабли шли по Дону своим ходом до Таганрога, где их дооснащали, вооружали артиллерией. Петр задумал продемонстрировать Османской империи военную мощь России. Он снарядил 54‑пушечный корабль, который получил название «Крепость», или «Ситадель». На корме был выбит девиз: «Бьют мя (меня. — Ред.), но и подкрепляют». И в 1700 году, еще до начала Северной войны против шведов, Петр отправил на этом судне в Константинополь думного дьяка Емельяна Украинцева — с миссией к самому султану: он предлагал заключить мир.

Украинцев прибыл в святая святых — бухту Золотой Рог. Турки были несказанно удивлены: русский военный корабль — прямо под стенами Константинополя!..

Переговоры были очень трудными. Петр хотел добиться от Турции права свободной торговли и мореплавания по Черному морю и возможности для русских кораблей выходить в Средиземноморье через Босфор и Дарданеллы. Но султан категорически не соглашался. В конце концов Украинцев вынужден был подписать мирный договор на условиях Константинополя: Россия отказалась от требования свободного плавания в Черном море в обмен на прекращение всех боевых действий со стороны Турции.

Именно это обстоятельство ведь и позволило России начать войну против Швеции, сосредоточив все силы на северо-западе?

— Конечно. Одновременно с началом этой войны Петр начинает создавать мощный военный флот на Балтике. Первой заработала в 1703 году Олонецкая верфь, затем появилось петербургское Адмиралтейство. После победы под Полтавой в 1709‑м Петр дал распоряжение начинать строительство первого линейного корабля на Балтике.

Что такое линейный корабль? Это судно, предназначенное для боя в линии. Такие корабли, по замыслу Петра, должны были нести 64 орудия — по 32 с каждого борта. Для того времени это было оптимальное количество артиллерии для ведения боевых действий. Первый такой корабль русского флота получил название «Полтава», строили его три года, причем сосредоточили ради этого колоссальные промышленные, людские и финансовые ресурсы.

Однако в это же время отнюдь не в пользу России развивались события на юге. В 1710 году турецкий султан Ахмед III разорвал Константинопольский мирный договор с Россией: на это решение его подбил Карл XII, бежавший в Османскую империю после поражения под Полтавой. Петр, ведя боевые действия на северо-западе против шведов, мог выставить против турок не более чем 40‑тысячную армию. Османская империя же бросила против России 200‑тысячное войско.

В июле 1711 года эта огромная армада окружила русскую армию. Туркам помогла татарская конница из Крыма, которая всегда была готова прийти им на помощь. Петр успел отправить в Петербург донесение о том, что окружен превосходящими силами врага.

Это единственный подобный факт в биографии Петра. Для русского царя главным было избежать плена: это было неприемлемо и равносильно самоубийству. И турки это прекрасно почувствовали. Поэтому на реке Прут был подписан мир, который сам Петр впоследствии называл «постыдным», но он служил единственным для России выходом из той ситуации.

По его условиям, Петр был вынужден уничтожить весь русский Азовский флот, который он с таким усердием создавал. Более двухсот судов! А «Гото Предестинацию», «Ластку» и другие лучшие корабли султан пожелал купить у Петра.

Тот не сразу согласился. Конечно, велись переговоры, царь направлял своих представителей в Константинополь, пытался сохранить и сберечь хоть какую‑то часть Азовского флота. Добивался от султана, чтобы тот пропустил через Босфор хотя бы пять русских судов, чтобы потом кружным путем можно было бы привести их на Балтику. Султан не согласился. Пришлось продать… Хотя и вовсе не за бесценок — по тем временам сумма была огромной: Россия получила за шедевры южнороссийского кораблестроения более 200 тысяч венецианских золотых дукатов.

Кроме того, по условиям Прутского мира, Россия возвращала туркам Азов и обязалась срыть все укрепления в Таганроге и части близлежащих опорных пунктов. Они были объявлены нейтральной зоной. Пет­ру удалось договориться и вывезти на Дон часть военной амуниции, артиллерии, боезапаса из разрушаемых крепостей. Но в основном все пришлось уничтожить…

Не слишком широко известно, что в Константинополе по случаю Прутского мира были устроены грандиозные торжества, пиршества, продолжавшиеся пять дней. Можно только догадываться, каково тогда было Петру! Он, конечно же, знал о происходившем в столице Османской империи. Его письма тех дней очень лаконичные и сдержанные, но за словами чувствуется боль… И все это на фоне успешного для России хода Северной войны.

Когда Россия вернула свой флот на Азовское море?

— Полноценно — при Екатерине II. Хотя еще немного раньше, при Анне Иоанновне, на воронежских верфях было построено несколько судов, которые могли ходить по Дону и действовать против турок на Азовском море…

Что же касается Прутского мира, то историки по сей день осмысливают его последствия. Что это было: поражение или мудрый ход со стороны Петра, позволивший сберечь армию и ресурсы, чтобы продолжать войну против шведов? Да, пришлось пожертвовать Азовским флотом, пожертвовать крепостью Азов, но кад­ры, в первую очередь судостроительные, были сохранены. Мастера, которые приобрели опыт строительства кораблей, оказались на верфях Балтики, в том числе и в петербургском Адмиралтействе.

Повторю: сколь ни была горька для Петра неудача на южном театре военных действий, он воспринял ее стойко. Судя по архивным документам и мемуарам современников, именно тогда он стал сознавать, что вести войну одновременно на двух важнейших направлениях самоубийственно для государства.

Еще один урок, который вынес Петр из всей этой истории: нужно совершенствовать работу дипломатии. Особенно на «османском направлении». Чтобы договориться с восточными правителями, нужно особое искусство. Ведь тогда, после Полтавы, шведский король, возможно, и не смог бы подвигнуть султана начать войну с Россией, его удалось убедить, только когда в игру включилась мощная и изощренная французская дипломатия…

В конечном итоге неудачу на южном направлении, конечно, затмила победа на Балтике. К концу царствования Петра здесь построили 34 боевых корабля, в том числе 27 линейных. Со стапелей сходили суда, которые уже несли на своем борту до 80 до 90 пушек. Огромная сила! Поэтому, собственно говоря, Северная война и завершилась такими блестящими результатами.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#Петр I #военно-морской флот #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7274) от 12.10.2022 под заголовком ««Морским судам быть…»».


Комментарии