Между рассказом и инсценировкой: как Аркадий Орбелов и Мария Кастальская «оживляли» классику

В 1929 году в Ленинграде появился необычный театральный коллектив, назвавший себя «Живой книгой». Спустя несколько лет он стал именоваться «Театром книги». Его создателями и руководителями были Аркадий Орбелов и его жена Мария Кастальская, прежде руководившие театром-студией «Пролетарский актер». Оба они начинали свою актерскую жизнь под руководством Станиславского во МХАТе.

Между рассказом и инсценировкой: как Аркадий Орбелов и Мария Кастальская «оживляли» классику | Аркадий Орбелов и Мария Кастальская. После смерти мужа актриса продолжила театральную деятельность, служила в Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина./ФОТО из коллекции Театрального музея. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Аркадий Орбелов и Мария Кастальская. После смерти мужа актриса продолжила театральную деятельность, служила в Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина./ФОТО из коллекции Театрального музея. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Идея театра состояла в том, чтобы найти такую форму, посредством которой литературный материал мог бы «заговорить» со сцены. Как отмечали сами руководители театра, они создают «театр-книгоношу, литературного пропагандиста, ставящего перед собой задачу увлечь в круг чтения широкие слои населения показом, сценическими средствами современной литературы».

Как отмечала «Красная газета», режиссер «Живой книги» М. Кастальская и исполнители Е. Опалова и А. Орбелов «ищут среднюю линию между рассказыванием и инсценировкой. Текст выступления компонуется из самостоятельных литературных произведений, не разбавленных и не измельченных никакими литомонтажными вставками, и передается в свежей форме театрализованного рассказа. Исполнителю помогает свет, музыка, движение, отчасти костюмировка».

Первая программа «Живой книги» была посвящена творчеству Максима Горького. Сюжетная линия начиналась автобиографическими высказываниями писателя, продолжалась через рассказы «На плотах», «Однажды осенью», «Вывод», «Страсти-мордасти» до заключительной главы «Фомы Гордеева». Зритель как будто бы перелистывал книги Горького, входя в тесное соприкосновение с автором и его героями.

«Талантливые исполнители (Е. Опалова и А. Орбелов) находят верные доходчивые нотки при изображении самых разно­образных горьковских героев. Они умеют также искусно передать своеобразную горьковскую сердечность и теплоту, горьковскую веру в сильного, смелого, гордого человека», — отмечал рецензент молодежной газеты «Смена».

В 1931 году театр поставил ­программу «Война», в основу которой были положены статьи Ленина «Мировая война», «Социализм и война», «Империализм», а также дневник Льва Войтоловского «По следам войны», роман Константина Федина «Города и годы», рассказы Ильи Эренбурга и Ольги Форш, роман «Тихий Дон» Михаила Шолохова…

Спустя несколько лет «Красная газета» подсчитала, что за четыре года своего существования театром «было дано 8 постановок, проведено 900 выступлений, обслужено более полумиллиона зрителей. Вечера Горького прошли более 300 раз, вечера советской литературы — более 500 раз, вечера военной тематики — около 100». Уже через год число программ увеличилось до десяти, среди них были «Лермонтов», «Молодежь», «Перелом», «Рождение человека», «Ленин в художественной литературе».

Театр находился в ведении «Ленгосэстрады», выступал на самых разных площадках Ленинграда — в Доме писателей им. Маяковского, Доме театральных работников, Доме ученых им. М. Горького, обслуживал дома культуры, дома коммунистического воспитания, домпросветы, библиотеки, заводские цеха. С большим успехом гастроли «Живой книги» прошли в Москве, Мурманске, Петрозаводске, на Дальнем Востоке.

В беседе с корреспондентом газеты «Литературный Ленинград» руководители театра посетовали: «У нас нет кадров, нет смены. Проектируя план будущих работ, мы видим, что нам нужны и новые кад­ры исполнителей, и прежде всего театр нуждается в углубленном литературном руководстве. Работать «кустарями-одиночками», как работали мы до сих пор, уже нельзя. Театр нуждается, кроме того, в таком хозяине, которому были бы не безразличны творческие пути театра… Театр нуждается в расширении. Наше горячее желание — стать литературным театром, рупором советской литературы».

В 1935 году театр поставил ­программу «Дубровский». «Авторы спектакля сумели уловить и донести до зрителя стиль повести Пушкина. Театр помогает прочесть и понять «Дубровского» слушателю, едва лишь, быть может, осилившему грамоту. В этой умелой пропаганде классики, в привитии вкуса к хорошей книге — большая культурная роль «Театра книги»… Работа театра, обслуживающего самого широкого зрителя — от Мурманска до Владивостока, — заслуживает дружеской поддержки», — писал журнал «Рабочий и театр».

Однако эта постановка оказалась последней. В 1935 году Аркадия Орбелова не стало, и уже в следующем году театр прекратил свое существование.

Читайте также:

Призванный эпохой: В. И. Ленин как зеркало мировых процессов ХХ века

Самый счастливый день: для Бориса Лермана он наступил, когда в Берлине смолкла канонада


#история #театр #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (7908) от 16.05.2025 под заголовком «Между рассказом и инсценировкой».


Комментарии