Между рассказом и инсценировкой: как Аркадий Орбелов и Мария Кастальская «оживляли» классику
В 1929 году в Ленинграде появился необычный театральный коллектив, назвавший себя «Живой книгой». Спустя несколько лет он стал именоваться «Театром книги». Его создателями и руководителями были Аркадий Орбелов и его жена Мария Кастальская, прежде руководившие театром-студией «Пролетарский актер». Оба они начинали свою актерскую жизнь под руководством Станиславского во МХАТе.
Аркадий Орбелов и Мария Кастальская. После смерти мужа актриса продолжила театральную деятельность, служила в Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина./ФОТО из коллекции Театрального музея. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Идея театра состояла в том, чтобы найти такую форму, посредством которой литературный материал мог бы «заговорить» со сцены. Как отмечали сами руководители театра, они создают «театр-книгоношу, литературного пропагандиста, ставящего перед собой задачу увлечь в круг чтения широкие слои населения показом, сценическими средствами современной литературы».
Как отмечала «Красная газета», режиссер «Живой книги» М. Кастальская и исполнители Е. Опалова и А. Орбелов «ищут среднюю линию между рассказыванием и инсценировкой. Текст выступления компонуется из самостоятельных литературных произведений, не разбавленных и не измельченных никакими литомонтажными вставками, и передается в свежей форме театрализованного рассказа. Исполнителю помогает свет, музыка, движение, отчасти костюмировка».
Леденцы с открыткой от императрицы: как 7 миллионов пасхальных посланий разошлись по фронтамПервая программа «Живой книги» была посвящена творчеству Максима Горького. Сюжетная линия начиналась автобиографическими высказываниями писателя, продолжалась через рассказы «На плотах», «Однажды осенью», «Вывод», «Страсти-мордасти» до заключительной главы «Фомы Гордеева». Зритель как будто бы перелистывал книги Горького, входя в тесное соприкосновение с автором и его героями.
«Талантливые исполнители (Е. Опалова и А. Орбелов) находят верные доходчивые нотки при изображении самых разнообразных горьковских героев. Они умеют также искусно передать своеобразную горьковскую сердечность и теплоту, горьковскую веру в сильного, смелого, гордого человека», — отмечал рецензент молодежной газеты «Смена».
В 1931 году театр поставил программу «Война», в основу которой были положены статьи Ленина «Мировая война», «Социализм и война», «Империализм», а также дневник Льва Войтоловского «По следам войны», роман Константина Федина «Города и годы», рассказы Ильи Эренбурга и Ольги Форш, роман «Тихий Дон» Михаила Шолохова…
Спустя несколько лет «Красная газета» подсчитала, что за четыре года своего существования театром «было дано 8 постановок, проведено 900 выступлений, обслужено более полумиллиона зрителей. Вечера Горького прошли более 300 раз, вечера советской литературы — более 500 раз, вечера военной тематики — около 100». Уже через год число программ увеличилось до десяти, среди них были «Лермонтов», «Молодежь», «Перелом», «Рождение человека», «Ленин в художественной литературе».
Театр находился в ведении «Ленгосэстрады», выступал на самых разных площадках Ленинграда — в Доме писателей им. Маяковского, Доме театральных работников, Доме ученых им. М. Горького, обслуживал дома культуры, дома коммунистического воспитания, домпросветы, библиотеки, заводские цеха. С большим успехом гастроли «Живой книги» прошли в Москве, Мурманске, Петрозаводске, на Дальнем Востоке.
В беседе с корреспондентом газеты «Литературный Ленинград» руководители театра посетовали: «У нас нет кадров, нет смены. Проектируя план будущих работ, мы видим, что нам нужны и новые кадры исполнителей, и прежде всего театр нуждается в углубленном литературном руководстве. Работать «кустарями-одиночками», как работали мы до сих пор, уже нельзя. Театр нуждается, кроме того, в таком хозяине, которому были бы не безразличны творческие пути театра… Театр нуждается в расширении. Наше горячее желание — стать литературным театром, рупором советской литературы».
В 1935 году театр поставил программу «Дубровский». «Авторы спектакля сумели уловить и донести до зрителя стиль повести Пушкина. Театр помогает прочесть и понять «Дубровского» слушателю, едва лишь, быть может, осилившему грамоту. В этой умелой пропаганде классики, в привитии вкуса к хорошей книге — большая культурная роль «Театра книги»… Работа театра, обслуживающего самого широкого зрителя — от Мурманска до Владивостока, — заслуживает дружеской поддержки», — писал журнал «Рабочий и театр».
Однако эта постановка оказалась последней. В 1935 году Аркадия Орбелова не стало, и уже в следующем году театр прекратил свое существование.
Читайте также:
Призванный эпохой: В. И. Ленин как зеркало мировых процессов ХХ века
Самый счастливый день: для Бориса Лермана он наступил, когда в Берлине смолкла канонада
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (7908) от 16.05.2025 под заголовком «Между рассказом и инсценировкой».




Комментарии