Место в трамвае: почтенные по возрасту пассажиры стоят, а молодые пассажиры «вежливо» сидят»…

Картинка нравов революционного Петрограда 1917 года. Ни один из молодых солдат не собирается уступать свое место пожилому военному, который явно гораздо старше их по званию. Да еще ко всему прочему, скорее всего, инвалиду: он опирается на трость. Не говоря уже о том, что сидеть в присутствии дамы тоже считалось не очень приличным. Служивые весело переглядываются друг с другом, ухмыляются… Мыслимо ли было такое еще чуть раньше, в императорской России?!

Место в трамвае: почтенные по возрасту пассажиры стоят, а молодые пассажиры «вежливо» сидят»… | Автор рисунка — известный столичный художник-график и журналист Сергей Животовский./Репродукция. ФОТО автора

Автор рисунка — известный столичный художник-график и журналист Сергей Животовский./Репродукция. ФОТО автора

Судя по всему, рисунок запечатлел не просто невоспитанность солдат, а ощутимый признак «нового времени». Недаром на груди одного из них отчетливо виден красный бант. Перелом эпох. Позади — Февральская революция и отречение царя. Имперский Петербург стал революционным Петроградом. И солдаты, свершившие революцию, считают себя теперь хозяевами жизни.

Все это назревало постепенно. Военный историк Антон Керсновский в своей книге «История русской армии» так описывал месяцы, предшествовавшие февральским событиям 1917 года: «Нагромождение запасных войск в больших городах имело огромное развращающее влияние на людей. Глазам солдат открывалась разгульная картинка тыла с его бесконечными соблазнами, бурлившей ночной жизнью, наглой, бьющей в глаза, роскошью».

Как отмечает современный историк Владислав Аксенов, февраль 1917‑го породил идею единения, но вместе с ней и толпу, роль которой в обществе все увеличивалась. «Возрастала нервозность обывателей, падала культура общения в общественных местах. Люди становились менее терпимы, а улица и общественный транспорт превращались в постоянный очаг хамства и агрессии обывателей друг к другу».

Собственно говоря, иллюстрация из «Петроградской газеты», датированная весной 1917 года, как раз об этом и свидетельствует. Подпись под ней гласит: «Новый трамвайный уклад жизни: почтенные по возрасту пассажиры платные стоят, а бесплатные и молодые пассажиры «вежливо» сидят»…

«Из доходнейшей статьи городского хозяйства трамвай стал убыточен, главным образом потому, что около 30 % пассажиров пользуются привилегией бесплатности», — сообщал журнал «Городское дело» в сентябре 1917 года.

Речь, как отмечает автор исследований по истории транспорта Сергей Тархов, о солдатах, которые тогда имели право бесплатного проезда в трамваях. В начале сентября 1917 года петроградская городская управа обратилась к Временному правительству с просьбой возместить городу 10,5 миллиона рублей убытка за бесплатный провоз воинских чинов, однако власти проигнорировали просьбу. Тогда городская управа была вынуждена повысить трамвайный тариф с 15 до 20 копеек, а солдат лишить права бесплатного проезда и брать с них по 5 копеек. Можно только догадываться, какое возмущение это вызвало…

Решение управы было датировано 11 октября. До начала вооруженного восстания в Петрограде оставалось чуть меньше двух недель.


#трамвай #рисунок #уважение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (7541) от 10.11.2023 под заголовком «Место в трамвае».


Комментарии