Липовые мемуары. Зачем их автору потребовалось выдумывать встречу с Чеховым?

Обнаружить что‑то новое в биографии любимого писателя сегодня почти невозможно: все давным-давно отмечено в анналах. Тем более неожиданно было обнаружить неизвестные воспоминания о русском классике не где‑нибудь, а в спортивной периодике столетней давности.

Липовые мемуары. Зачем их автору потребовалось выдумывать встречу с Чеховым? | ФОТО Clark Young on Unsplash

ФОТО Clark Young on Unsplash

Речь о московском журнале «Русский спорт» за 1909 год, во втором номере которого в заметке под названием «Антон Павлович Чехов на борьбе (из воспоминаний)» помещены откровения некоего А-ева. Он рассказывал о встрече с писателем в зале для спортивных ристалищ, где соревновались участники первого в Москве «чемпионата мира» по французской борьбе, организованного под эгидой Петербургского атлетического общества летом 1900 года.

Автором этих заметок, скрывавшимся за «укороченным» псевдонимом, был московский литератор средней руки Сергей Николаевич Алексеев — редактор-составитель ряда популярных изданий энциклопедического толка в области спорта, медицины и здоровья.

«Врач-писатель, художник-­эстет, носивший уже в груди тяжелый недуг, худой, бледный, с подозрительно хрипящим кашлем — А. П. с нескрываемым любопытством смотрел на борющихся упитанных молодцов с бычьими шеями, огромными бицепсами, с толщей жирного и мускулистого мяса…» — описывал происходившее в спортивном зале Алексеев.

По его словам, Чехов поинтересовался у него, почему на чемпионате преобладают иностранные борцы, хотя и многие отечественные обучены этому искусству, а потом заметил: «Зрелище любопытное, но, не преувеличивая, напоминает петушиные бои, да и все эти «жесты», перекидывания через голову, чересчур заметное массирование шейных мускулов друг друга, налитые кровью глаза, прерывистое дыхание возбуждают порою неприятное чувство».

Сама ситуация, в которой оказались участники встречи, не является невероятной. Антон Павлович не был чужд цирку и состязаниям борцов на манеже, начав когда‑то в юности свое знакомство с Москвой с посещения цирка Саламонского. Известен и интерес Чехова к рассказу Александра Куприна «В цирке» — о драматической судьбе одного из участников борцовских схваток. Его отдельные страницы, можно сказать, написаны Куприным «в соавторстве» с доктором Чеховым, который дружески сделал собрату по перу ряд замечаний по медицинской части.

Но что‑то настораживает. Что именно?

В самом начале своего рассказа Алексеев признавался в том, что его‑де представили Чехову в качестве сотрудника редакции газеты «Курьер», а до этого они не были знакомы. Между тем другие источники говорят, что Алексеев, хотя и шапочно, был и до этого знаком с писателем и драматургом: еще с той поры, когда оба в середине 1880‑х годов пробавлялись литературной поденщиной в печатных изданиях.

Вызывает вопросы еще одна деталь. Так, Алексеев эффектно включает в свои воспоминания слова Чехова, которые на самом деле являются фрагментом из его письма к поэту-петрашевцу А. Н. Плещееву от 4 октября 1888 года. Полностью они звучат так: «Мое святая святых — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода…». Однако упомянутое выше письмо Плещееву было обнародовано, и то в отрывках, в 1905 году — в первую годовщину смерти драматурга…

Но самое главное: на упомянутом Алексеевым чемпионате Чехов просто не мог побывать. Московские афиши того времени сообщают, что Харьковская оперная труппа (антреприза А. А. Церетели), спектакль которой до встречи в борцовском зале якобы посетили А. П. Чехов и его спутники, открыла свои гастроли в Москве 18 мая, а первые борцовские схватки были назначены на 20 мая 1900 года. Чехова в Москве тогда уже не было: из‑за недомогания он 17 мая покинул Первопрестольную и 20 мая прибыл в Ялту.

Так что мемуары Алексеева — откровенная липа. Однако на пуб­ликации в спортивном издании дело не закончилось: автор продолжил стричь купоны с шапочного знакомства со своим знаменитым современником. Он настолько уверовал в свою непогрешимость, что о встрече с Чеховым во время состязания борцов рискнул упомянуть еще раз в статейке «Клочки воспоминаний», которая вышла на страницах двух июльских номеров редактируемого им репертуарного журнала «Театр» за 1915 год.

История с фальшивкой не стоила бы и выеденного яйца, если бы ее публикация не стала источником для информации, помещенной в «Летописи жизни и творчества А. П. Чехова», изданной в 1955 году. Ее составители включили в нее следующий фрагмент: «Май /1900 года/, между 9‑м и 16‑м: «/Чехов/ был в саду «Аквариум» на атлетическом матче двух чемпионов-борцов. Беседует с сотрудниками газеты «Курьер» о физической силе».

Остается надеяться, что в новое многотомное издание этой летописи (а на подходе как раз очередные тома, охватывающие последние годы жизни писателя) удастся внести коррективы.

Читайте также:

Не поделили кавалера? Экономка стала подозреваемой в причинении «психического расстройства»

Первый выстрел стал последним: история гвардейской дуэли 21 июня 1842 года


#Антон Чехов #история #мемуары

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (7900) от 30.04.2025 под заголовком «Липовые мемуары».


Комментарии