Кулачная репутация. Как сложилась судьба зодчего Александра Лишневского

Зодчего Александра Лишневского, активно строившего в нашем городе на протяжении без малого всей первой половины ХХ века, до недавнего времени воспринимали как мастера «второго уровня». Знали бы о нем, наверное, только историки архитектуры и краеведы, если бы не скандальная история с изображением Мефистофеля на фасаде одного из зданий на Лахтинской улице, уничтоженным вандалами. И, кстати, до сих пор так и не восстановленным. Именно тогда имя Лишневского стало известно широко, хотя масштабного представления о его творчестве случившееся не добавило.

Кулачная репутация. Как сложилась судьба зодчего Александра Лишневского | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Этот пробел восполняет увидевшая свет монография «Архитектор Александр Лишневский», изданная по инициативе архитектора Евгения Герасимова и его жены Юлии. Фактически это международный проект, поскольку в нем кроме петербуржцев (исследователя архитектуры Александра Чепеля и праправнучки зодчего Елены Турковской, предоставившей фотографии и документы из личного архива) участвовала искусствовед Елена Кириченко из города Кропивницкий на Украине.

Кропивницкий – в недавнем прошлом Кировоград, а еще раньше – Елисаветград: именно там в конце XIX века Лишневский начинал свою карьеру и шесть лет работал городским архитектором. Возвел полтора десятка зданий, причем самого разного рода – частные особняки, главную синагогу, училища, скотобойню... Многие документы его елисаветградского периода не сохранились, поэтому авторство ряда сооружений установлено по косвенным данным, а подчас оно и вовсе находится под вопросом.

– В Северной столице с архивными документами все в порядке, надо лишь кропотливо и усидчиво с ними работать, – говорит Александр Чепель, постоянный автор «СПб ведомостей», занимающийся изучением творчества Александра Лишневского с начала 2000-х годов.

В нашем городе Лишневский построил три с половиной десятка зданий, практически все они сохранились. Двадцать из них он возвел до революции – в основном это доходные дома. Пожалуй, самый известный – остроугольный дом Шиффа на Загородном проспекте, у Пяти углов, который пользуется огромной популярностью у художников и фотографов.

– Лишневский всегда умело вписывал здания в городскую среду. Не увлекался гигантоманией, не перегружал фасады декором. Тот же Мефистофель привлек внимание вандалов тем, что он был очень заметный и вызывал сильные эмоции. Возможно, именно это и сыграло с ним злую шутку, – считает Чепель.

Характер у архитектора был неуживчивый, темперамент – взрывной. Отстаивая свою правоту, он не гнушался крепким словом, а иногда и «угощал» обидчика кулаком. Но все это сочеталось с большим талантом. Еще в Елисаветграде он не сработался с местными отцами города и подрядчиками, подал в отставку и уехал в Петербург. Хотя к тому времени уже обзавелся участком в Елисаветграде, спроектировал двухэтажный дом и собирался жить там со своей постоянно растущей семьей.

В Петербурге Лишневский остался верен себе. Так случилось, что в возведенном им Доме городских учреждений на Садовой улице через полтора года после окончания строительства пошли трещины. Была собрана комиссия, и один из депутатов городской думы заявил, что такому архитектору, как Лишневский, нельзя доверить даже строительство будки. Завязалась словесная перепалка, перешедшая в потасовку. Как указывалось в газетах, Лишневский применил против обидчика приемы французского бокса и джиу-джитсу.

В результате Лишневский стал героем карикатур и фельетонов, хотя комиссия в итоге и пришла к выводу, что трещины – естественный процесс в такой крупной постройке. Впрочем, скандальная ситуация сыграла ему на руку: заказы посыпались как из рога изобилия.

– Сегодня можно сказать, что правоту архитектора доказала история, – говорит Чепель. – Бывший Дом городских учреждений вполне благополучно пережил все катаклизмы ХХ века, стоит и сегодня, никаких трещин в его стенах нет. Хотя он представляет собой сложную конструкцию, в ней применены различные материалы – металл, бетон, железобетон, кирпич. Лишневский очень скрупулезно подбирал специалистов, и благодаря этому на его объектах никогда не было сколько-нибудь серьезных происшествий...

После революции Лишневский на время уехал на Украину, в родные места, трудился в различных учреждениях, но явно не мог найти себе достойного применения. В 1920-х годах он вернулся в Петроград, поначалу занимался ремонтом зданий, поскольку нового строительства практически не велось. А в 1930-е годы, когда строительство стало шириться, он получил должность в тресте «Ленпроект» и занимался проектированием и строительством школ и жилых домов.

И вновь его постройки становились украшением города. Как, например, здание школы на ул. Черняховского, 30, в котором сочетаются элементы конструктивизма и ренессанса, или жилой дом на Невском пр., 141, отмеченный элементами конструктивизма, классицизма и даже барокко.

– Коллеги Лишневского высоко ценили его умение малым количеством деталей создавать выразительные фасады. Это было особенно важно в 1930-х годах, когда уже началась борьба с «архитектурными излишествами», – отмечает Чепель.

В январе 1942 года, во время блокады, архитектор вместе с семьей был эвакуирован из Ленинграда. Он добрался до Ярославля и там умер в больнице от истощения. Было ему 73 года. Похоронили его в братской могиле...

В нашем городе его память увековечена на мемориальной доске в Доме архитектора – в числе зодчих, погибших в годы Великой Отечественной войны. Многие построенные им здания признаны объектами культурного наследия, на некоторых из них установлены охранные доски, на которых указано имя Лишневского.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#зодчий #архитектура #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (6825) от 11.12.2020 под заголовком «Кулачная репутация».


Комментарии