Сдержанность как признак стиля. Чем известен зодчий Владимир Щербин?

Ленинградского зодчего Владимира Николаевича Щербина, которому 23 сентября исполнилось бы 90 лет, нам пока еще трудно поставить в один ряд с величайшими архитекторами, творившими в Петербурге в давние времена. Тем не менее искусствоведы и архитекторы уверенно говорят: все его работы способствовали формированию благородного облика нашего города, в котором уважают традиции прошлого и умеют создавать здания в современных стилях.

Сдержанность как признак стиля. Чем известен зодчий Владимир Щербин? | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«При огромном пространственном размахе ленинградской архитектуре свойственна благородная простота и сдержанность в деталях, – отмечал Владимир Щербин. – Цельность, ясность и яркость замысла, сдержанность и чувство единого в деталях – то, чему я стремлюсь научить студентов»...

Владимир Николаевич родился в Ленинграде. Его мать Ольга Федоровна была учителем, а отец Николай Константинович – архитектором. Владимир окончил архитектурный факультет института им. И. Е. Репина в 1954 году, он был выпускником мастерской профессора Е. А. Левинсона, где постигал опыт ленинградской архитектурной школы. В том же году он начал работу в институте «Ленпроект».

Архитектор, художник и градостроитель, уже имеющий за плечами опыт создания предмостной площади Александра Невского с гостиницей «Москва», в 1972 году он стал руководителем архитектурно-планировочной мастерской № 6 института «ЛенНИИпроект».

«Я проработал под его руководством около семнадцати лет, – рассказал коллега Владимира Щербина архитектор Сергей Шмаков. – Полем нашей деятельности были тогда Московский район, районы бывшего Комендантского аэродрома и озера Долгое. Жилые кварталы, общественные здания, спортивные и культурные объекты...»

Одна из важных совместных работ – 87-й квартал на Пулковском шоссе, сразу же за площадью Победы. Он сформирован целиком из зданий 137-й серии. Но как удачно! Строгий и стройный облик домов, напоминающий ансамбль регулярной застройки, обогащен волнообразными сдвигами секций, разрывами и уступами. Даже цветовое решение весьма оригинально: если фасады, выходящие на магистраль, облицованы светло-серой мелкоразмерной плиточкой, то внутриквартальные – двух ярких цветов, красного и желтого, что оправданно для оживления будничной жилой среды.

Следующей крупной работой мастерской, возглавляемой Щербиным, была застройка территории Варшавской улицы, освобожденной от железнодорожной линии.

«Владимир Николаевич удивил меня при первой же нашей встрече, когда я, вчерашний выпускник архитектурного факультета ЛИСИ, только переступил порог 6-й мастерской «Ленпроекта», – вспоминает Михаил Сарри, ее нынешний руководитель. – «Мы тут начинаем проектирование жилой застройки вдоль Варшавской улицы _ от Бассейной до Краснопутиловской (порядка двух километров!), – сказал он, обращаясь ко мне. – Справитесь?». «А то!» – воскликнул мой внутренний голос. Но вслух я тихо произнес: «Постараюсь». Однако сам факт того, что такую крупную и сложную в градостроительном плане работу доверили «необстрелянному» новобранцу, пусть и под присмотром опытного «дядьки», меня, конечно же, впечатлил»...

В итоге застройку Варшавской улицы высоко оценили на Всесоюзном и Всероссийском архитектурных конкурсах, получила она и хорошие отзывы в прессе. По словам Михаила Сарри, произошло это только потому, что в ворохе его эскизов (один безумнее другого!) старшие коллеги во главе с Владимиром Николаевичем «сумели найти один, наименее экстремальный, и разглядеть в нем потенциальную основу для дальнейшего серьезного проектирования».

Кроме Московского района мастерская занималась проектированием в Ждановском (ныне Приморском). Здесь Владимир Щербин также осуществил немало талантливых проектов. Чего только стоят четыре монолитных дома на нынешней площади Льва Мациевича – цельность замысла и исполнения на высочайшем уровне! А сооружение (в соавторстве с коллегами) в 1983 – 1989 годах жилых домов на Коломяжском проспекте, которые уступами раскрывают четную сторону магистрали перед Коломягами...

«Творческое (и не только) кредо Щербина – «сдержанность». В смысле – отсечение крайностей, неприятие экстремизма и внешних эффектов, умеренность, доведенная до абсолюта, – рассказывает Михаил Сарри. – Вполне возможно, что из этого постоянного поиска золотой середины возникла особенность, не встречавшаяся мне ни у кого другого. Я назвал бы ее «феноменом неочевидной правоты». Владимир Щербин всегда оказывался прав в долгосрочной перспективе».

Пример: в середине 1980-х годов мастерская № 6 приступала к проектированию крупного квартала в районе озера Долгое. Михаил Сарри предложил свой вариант одного из углов квартала, сложного в градостроительном отношении, и, уверенный в своей правоте, горячо отстаивал его перед Щербиным. Тот видел иное решение. Чтобы утвердиться в своей правоте, Сарри тайком от шефа провел опрос среди авторитетных архитекторов тогдашнего «ЛенНИИпроекта», которые выступили в его поддержку.

«С победоносным видом я доложил Щербину результаты этого эксперимента, перечисляя фамилии его участников, – вспоминает Сарри. – С равнодушным видом дослушав до конца этот внушительный список, Владимир Николаевич сказал: «Вот теперь мне абсолютно ясно – делаем так!». И указал на свой вариант. Прошло более тридцати лет. Теперь, проходя мимо этого квартала, реализованного, естественно, по варианту Владимира Николаевича, я невольно удивляюсь: а разве могло быть иначе?».

«Самым крупным нашим объектом был новый телецентр возле Удельного парка, на углу проспекта Испытателей и Коломяжского, – вспоминает Сергей Шмаков. – Работа над ним заняла полтора десятка лет. Здание уже было готово на 80%, но тут грянула перестройка, и оказалось, что телецентр такого масштаба никому не нужен. Через несколько лет этот недострой купили бизнесмены, чтобы превратить его в торговый центр. Скрипя зубами, мы поработали над этой трансформацией пару лет, но в итоге заказчик все снес и воплотил свою мечту в виде сарая без какой-либо архитектуры».

Стоит упомянуть и то, что Владимир Щербин участвовал в проектировании подземных вестибюлей станций метро «Черная Речка», «Пионерская», «Площадь Александра Невского-2», «Старая Деревня», которые отличаются строгостью и лаконичностью, но вместе с тем в них отчетливо чувствуется петербургский стиль.

«Лебединой песней» Владимира Николаевича можно назвать новое здание Российской национальной библиотеки на Московском проспекте (он создавал его в соавторстве с Лидией Варшавской). В адрес этого сооружения раздавалось немало критических высказываний, однако несомненно, что оно стало настоящим храмом науки, сформировав вместе с расположенным напротив «домом с башней» одну из самых красивых площадей на Московском проспекте.

Уместно вспомнить слова Владимира Щербина: «Зодчие нашего города не шли на подчинение и приспособление к северу: огромные окна Растрелли, колоннады и портики Кваренги, Росси и Воронихина – все это далеко от узкого утилитаризма». Если мы сегодня услышим архитектора, то поймем, что новое здание Публички встало в один ряд с произведениями крупнейших зодчих Петербурга XVIII – XIX веков.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#архитектура #зодчество #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (6772) от 28.09.2020 под заголовком «Сдержанность как признак стиля».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».