Крестовоздвиженский собор: история храма у Обводного канала
Крестовоздвиженский собор — без сомнения, одно из самых легких и воздушных сооружений на Обводном канале. Здесь, в «столичной провинции», за крайне редким исключением не возводили нарядные особняки. Архитектура промышленных и жилых зданий была в основном краснокирпичной.
На фото конца XIX века из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга берега Обводного канала выглядят совсем не столично. Укреплять их и одевать в камень начали только в 1930‑х годах./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
В начале XVIII века на месте нынешнего Лиговского проспекта проходила старинная Новгородская дорога. Вдоль нее образовалась слобода, где селились ямщики. По прошению Василия Федотова, Петра Кусова и других жителей в слободе в 1719 году была построена деревянная церковь, которая спустя десять лет сгорела дотла…
В 1730 году на том же месте поставили новую, тоже деревянную. Опасаясь, что ее может постигнуть судьба предыдущей, прихожане обратились в Синод с просьбой о возведении церкви каменной «во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, так как с таковым наименованием церкви в Санкт-Петербурге не обретается».
Новый храм был возведен в середине XVIII века, а спустя век перестроен по проекту архитектора Егора Диммерта. Его прихожанами стали жители Лиговской стороны и казаки лейб-гвардии Казачьего и Атаманского полков, жившие в стоявших вдоль Обводного канала казармах.
На улице Марата: как художник Василий Бунтов запечатлел возрождение Ленинграда после войныНа престольные церковные праздники народа собиралось множество. «Все улицы и переулки, примыкающие к Обводному каналу, все кабаки и харчевни были переполнены. Берега Обводного канала, обыкновенно весьма неприветливые, кое‑где только покрытые тощей, ободранной растительностью, были буквально завалены народом. Тут и сидели, и лежали, и спали. Много было таких, которые сидели «тихо, благородно», одевшись в новые ситцевые сарафаны и рубашки, и скромно пощелкивали подсолнухи. Но полно было и крика, и говора, и шума. Неумолкаемый звон кондуктора конки едва был слышен в море всевозможных звуков, криков, песен, брани», — рассказывал писатель Глеб Успенский в очерке «С конки на конку».
Впрочем, народ в этих местах собирался не только на праздники. На обширной площади за Крестовоздвиженской церковью, у Обводного канала, торговали скотом и сеном. Каждый воз с сеном уже на подъезде к площади осаждали молодые разбитные женщины. Они подбегали к возу так, чтобы их не видел его хозяин, и вырывали, «цапали» клочки сена, набивая ими свои мешки. Это сено они продавали «по дешевке» одиночкам-извозчикам…
В 1833 году Обводный канал открыли для грузоперевозок, его удобство сразу оценили промышленники, и по его берегам стали появляться новые фабрики, заводы, склады. Небо здесь заволокли клубы дыма из заводских труб. По каналу поплыли грузовые суда. «И баржи грузные, во мрак, как бегемоты, // ползут, ленясь-ленясь. // И часто слышны мне то крики звонкие, // то дробный стук работы», — писал забытый ныне поэт начала ХХ века Алексей Лозина-Лозинский.
Читайте также:
Призванный эпохой: В. И. Ленин как зеркало мировых процессов ХХ века
Площадь на Васильевском. Проект административного центра острова «утонул» в бесконечных конкурсах
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (7900) от 30.04.2025 под заголовком «Провинция на Обводном».




Комментарии