Король в шкафу. Тайна гроба в Публичной библиотеке
В мае 1855 года к министру императорского двора Владимиру Адлербергу обратился директор Публичной библиотеки Модест Корф, причем по весьма необычному поводу. Он сообщал, что в ней два десятилетия хранится «железный ящик в виде гробницы, а в нем маленький гроб, обитый пунцовым бархатом». А там - останки польского короля и великого князя литовского Станислава Лещинского... Подробности этой истории сохранились в секретном деле Министерства императорского двора, хранящемся в Российском государственном историческом архиве.

Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com
Для начала небольшой экскурс в прошлое. Станислав Лещинский дважды становился польским королем. Первый раз - во время Северной войны, когда войска Карла XII вторглись на территорию Польши. В ту пору на престоле находился союзник Петра I саксонский курфюрст Август II Сильный. Недовольная его политикой часть шляхты направила к шведскому монарху делегацию, которую возглавил Станислав Лещинский. Он пообещал Карлу XII помощь и, став в 1704 году при его поддержке королем, вступил в политический и экономический союз со Швецией.
На престоле Станислав находился пять лет. После Полтавской битвы, изменившей расстановку сил в Европе, Карл XII бежал в Турцию, а уже через месяц, в августе 1709 года, Август II при поддержке русских войск вернул себе королевский трон.
Лещинский со своей семьей и двором бежал в Швецию, а затем во Францию, где ему даже назначили ежегодное пособие от казны. В 1725 году он выгодно выдал свою 22-летнюю дочь Марию за 15-летнего французского короля Людовика XV, после чего переехал в роскошный замок Шамбор в долине реки Луары. Когда 1 февраля 1733 года в Варшаве скончался король Август II, Франция предложила кандидатуру Станислава на престол: с конца XVI века главу Речи Посполитой избирала шляхта на выборных сеймах. Россия и Австрия выступили против, выдвинув своего кандидата - сына покойного короля.
Тогда Лещинский совершил непредвиденный ход. Под видом купца он выехал из Франции, беспрепятственно достиг Польши и неожиданно появился на сейме в самый разгар выборов. Большинство шляхтичей проголосовали за него, и он был провозглашен королем. Недовольное меньшинство, опираясь на поддержку вступивших в Польшу русских войск, короновали Августа III. Началась война за польское наследство, в которой столкнулись интересы двух коалиций европейских держав: с одной стороны - России, Австрии и Саксонии, с другой - Франции, Испании и Сардинского королевства.
Лещинский со сторонниками укрылся в крепости Гданьск (Данциг), считавшейся одной из лучших в Европе, рассчитывая дождаться помощи венценосного зятя. Но осадившие город войска генерал-фельдмаршала Миниха сорвали все попытки прибывшей французской эскадры пробиться к гарнизону. В июне 1734 года Гданьск капитулировал. Станислав, переодевшись в крестьянскую одежду, бежал в Пруссию.
По мирному договору, заключенному в 1738 году, он отказался от прав на престол, однако пожизненно сохранил за собой королевский титул. Он также получил во владение герцогство Лотарингия, в котором провел оставшуюся жизнь. Местным жителям он запомнился мудрым и просвещенным благодетелем. Он занимался искусством и философией, устраивал диспуты с Жан-Жаком Руссо и принимал у себя в гостях Вольтера, покровительствовал музыкантам, художникам и артистам.
Жизнь его оказалась необычайно долгой: Станиславу суждено было дожить до рождения собственных праправнучек. Он умер в феврале 1766 года в результате несчастного случая: заснул в кресле перед камином, и его одежда загорелась от выпавшей искры... Местом упокоения короля стал кафедральный собор в Нанси.
Во время Великой французской революции его прах был выброшен из собора и повторно захоронен в нем лишь спустя несколько лет. В 1814 году участник наполеоновских войн польский генерал Сокольницкий посетил Нанси и попросил настоятеля собора Берноля передать ему часть останков Лещинского, чтобы отвезти их на родину. В специально изготовленном ларце генерал доставил прах короля в Познань, где реликвия поступила в распоряжение Варшавского общества любителей наук.
После подавления польского восстания 1830 - 1831 годов ковчег с останками Станислава Лещинского был в качестве трофея доставлен в Петербург и передан в Публичную библиотеку, причем с ведома Николая I. Оспорить его решение никто не посмел. Лишь когда императора в 1855 году не стало, администрация библиотеки решилась поднять вопрос о том, что этот предмет не соответствует ее коллекциям и оказался в ней только потому, «что в то время не существовало никакого другого места, более приличного для его помещения».
Потребовалось еще два года секретной переписки между Министерством двора и директором Корфом, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Весной 1857 года император Александр II распорядился «гробик сей предать земле, если это возможно, безо всякой огласки». 23 мая 1857 года в присутствии митрополита римско-католических церквей Вацлава Жилинского останки польского короля захоронили в базилике Св. Екатерины на Невском проспекте. Но и это место не стало последним пристанищем короля Станислава...
В 1921 году по Рижскому мирному договору, заключенному после советско-польской войны, Советская Россия соглашалась вернуть полякам все научные и культурные ценности, вывезенные с территории Царства Польского с 1772 года. В их числе значились и останки Станислава Лещинского. В январе 1922 года специальная комиссия вскрыла место его захоронения в храме Св. Екатерины, ковчег с останками опечатали и вывезли в Варшаву. Несколько лет польские власти не могли решить вопрос, как поступить с реликвией, в результате чего даже появился газетный фельетон на эту тему: «Король в шкафу». Наконец, в 1928 году прах Станислава Лещинского захоронили в Вавельском замке Кракова, где он и находится по сей день.
Читайте также о том, как на могиле авиатора Владимира Дыбовского в Лондоне установили памятник.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (6458) от 13.06.2019 под заголовком «Король в библиотеке».
Материалы рубрики
По европейскому образцу. Как петербуржцы восприняли манифест об учреждении Госдумы
История приглашает за парту. Писатель Михаил Кураев - о пути России и непредсказуемых событиях
Зажали «свинью» в клещи. Ледовое побоище на Чудском озере
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии