Король венской оперетты. О произведении Франца Легара «Веселая вдова»

«Гениально! Великолепная вещь. Я хохотал как дурак», – писал в 1907 году Сергей Рахманинов об оперетте Франца Легара «Веселая вдова». Действительно, это произведение стало исключительным явлением в музыке XX века. И – вершиной, по оценке специалистов, творчества Легара.

Король венской оперетты. О произведении Франца Легара «Веселая вдова» | Фото: pixabay

Фото: pixabay

«Веселая вдова» была создана по либретто Виктора Леона и Лео Штайна на сюжет комедии Анри Мельяка. Это история любви вдовы-миллионерши Ганны Главари и Данилы, атташе посольства несуществующей страны. Остродраматичные и комические эпизоды, забавные шутки и диалоги героев оперетты, а главное – прекрасная музыка в блестящей оркестровке.

В молодые годы после окончания Пражской консерватории Франц Легар стал военным дирижером (капельмейстером). Но занимался не только концертной деятельностью, но и сочинительством: создавал марши, вальсы, польки, небольшие программные концертные пьесы. Особенно знаменитым стал его вальс «Золото и серебро». Считается, что именно с него имя Легара стало известным в России. Вальс исполняли в ресторанах, парках, на гуляньях. В 1895 году Легар вышел в отставку и посвятил себя творчеству, написав оперу на русский сюжет – о ссыльных в Сибири, но не с политической, а с любовной интригой.

Первая российская премьера «Веселой вдовы» состоялась 23 сентября 1906 года в петербургском «Пассаже». Через неделю оперетту показали в частном театре «Зимний Буфф» на Адмиралтейской набережной.

С этого времени оперетты Легара начали ставить в Петербурге, Москве, других городах России, причем представления всегда проходили с аншлагом и оглушительным успехом. Например, вторая по популярности оперетта Легара – «Граф Люксембург» – была поставлена в Петербурге в 1909 году (в «Зимнем Буффе»). В основе сюжета – история любви богатого русского князя к певице Анжель, жениться на которой ему мешают сословные препоны...

Большим событием для русских поклонников Легара стал долгожданный приезд композитора в Петербург в 1912 году. Специально для этой поездки он написал оперетту «Ева» – о девушке-сироте с судьбой Золушки и прибыл, чтобы дирижировать петербургскими постановками «Евы», которые состоялись 28 – 31 января в «Пассаже» и «Зимнем Буффе».

Публика приняла Легара с восторгом и едва не носила на руках. Как отмечалось в прессе, композитор встречался с музыкантами и театральными деятелями, говорил о желании написать еще одну «русскую» оперетту, был очень мил и выучил слово «спасибо». 29 января Легара чествовали в знаменитом артистическом ресторане «Вена».

Когда началась Первая мировая война, оперетты Легара, подданного Австро-Венгрии, в России запретили. После Октябрьской революции 1917 года постановки возобновились, но пролетарские режиссеры нещадно искажали сюжеты по идеологическим соображениям.

В 1927 году Легар, как и обещал, написал «русскую» оперетту – «Царевич» – о трагической любви царевича Алексея и танцовщицы. Произведение о представителе царской семьи пришлось не ко двору в советской России, несмотря на Volgalied («Волжскую песню») – номер, который входит в концертный репертуар многих знаменитых певцов прошлого и настоящего.

И все-таки Легар всегда оставался в нашей стране одним из самых любимых композиторов. Даже когда во время Великой Отечественной войны его сочинения снова были запрещены. В апреле 1945-го он стал свидетелем освобождения Вены Красной армией, и советские солдаты подарили ему вещмешок с запасом продуктов. Когда Франц Легар 24 октября 1948 года умер, по всей Австрии висели траурные флаги, а над могилой, как того пожелал композитор, звучала «Волжская песня».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #оперетта #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (6726) от 24.07.2020 под заголовком «Король венской оперетты».


Комментарии