Исчезнувшая Екатерина. У памятника императрице в сквере на Невском был «предшественник»

Памятник Екатерине II в сквере перед Александринским театром известен всем жителям и гостям нашего города. Однако не все знают, что у величественного монумента был «предшественник» с весьма необычной судьбой. Узнать о нем помогали документы Российского государственного исторического архива.

Исчезнувшая Екатерина. У памятника императрице в сквере на Невском был «предшественник» | На Всемирной выставке 1862 года «за высочайшую технику исполнения» статую удостоили призовой медали./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

На Всемирной выставке 1862 года «за высочайшую технику исполнения» статую удостоили призовой медали./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Летом 1859 года архитектор Александр Ладан предложил Императорской академии художеств, в преддверии ее будущего столетнего юбилея, увековечить память Екатерины II. По его мнению, следовало отдать дань «глубокой признательности и благоговения к священной памяти мудрой монархини, благотворительницы академии». Именно по воле императрицы академия в 1764 году обрела статус самостоятельного учреждения и разместилась в специально построенном «приличном» здании на Васильевском острове.

Руководство в лице президента академии, великой княгини Марии Николаевны, и вице-президента Григория Гагарина поддержало идею. Император Александр II, правнук виновницы торжества, приказал установить новый памятник на большом дворе Царскосельского (ныне Екатерининского) дворца — в бывшей любимой резиденции Екатерины Великой.

Создание монумента царь распорядился «поручить лучшим нашим скульпторам» и высказал особое пожелание: внешний облик государыни должен соответствовать известному парадному портрету Екатерины, написанному живописцем Иоганном Лампи Старшим за несколько лет до ее смерти (сейчас хранится в Государственном Эрмитаже, а погрудный авторский вариант — в Русском музее).

Свои работы на объявленный конкурс представили три мэтра ­отечественной скульптуры: академики Роман Залеман, Давид Йенсен и Николай Токарев. Однако, рассмотрев проекты, совет академии признал их «неудовлетворительными» и пригласил мастеров искусств к новому состязанию, на которое, как говорится в архивных документах, уже «никто не представил своих трудов». Не поступило заявок и на третий конкурс, объявленный зимой 1861 года…

Тогда, неожиданно для академических кругов, Александр II отдал повеление допустить к участию в конкурсе Михаила Микешина, «как обнаружившего свой отличный талант» при проектировании памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Хотя, строго говоря, Микешин скульптором не являлся: согласно полученному образованию, он был художником-баталистом.

Окрыленный успехом, 26‑летний Михаил Осипович с энтузиазмом взялся за создание модели памятника императрице. Уже тогда он решил изобразить государыню в окружении ее сподвижников. Позднее эта «фирменная» находка будет использована им при создании памятников Екатерине в Петербурге и других городах Российской империи.

Статуя, выполненная в стиле рококо, изображала императрицу в платье и мантии, спадающей складками на пьедестал. В правой руке Екатерина держала скипетр, а в левой — лиру, символ искусства. На фигурном постаменте располагались портретные бюсты Григория Потемкина-Таврического, Александра Суворова, Петра Румянцева, Ивана Бецкого и Гавриила Державина. Небольшой по размерам памятник помещался на шестигранном каменном основании из трех ступеней.

Летом 1861 года при личном посещении мастерской Микешина в Академии художеств Александр II «изволил остаться довольным его работами» и одобрил модель екатерининского монумента. Однако совет академии не разделял мнения императора. На состоявшемся после высочайшего визита заседании были высказаны суждения о том, что пьедестал памятника «сделан не в пропорцию» и для него следовало бы найти «более монументальные» мотивы, а лира в руке правительницы неуместна «для коронованной особы».

Позицию академиков доложили государю, но он остался тверд в поддержке проекта Микешина, «заметив только, что голова императрицы несколько мала». После этого модель была отлита в бронзе на Чугунолитейном и бронзовом заводе Феликса Шопена и направлена на Всемирную выставку 1862 года в Лондоне.

По возвращении на родину бронзовая царица была установлена на центральной аллее регулярного Старого сада в Екатерининском парке, ведущей от Царскосельского дворца к павильону Эрмитаж. Вскоре после этого Петербургская городская дума обратилась к императору с просьбой об установке памятника Екатерине II перед Александринским театром. Разработка проекта снова была доверена Микешину, но теперь автору пришлось полностью переделать царскосельскую модель, не отвечавшую масштабу и стилю столичного монумента.

Статуя оставалась в Екатерининском парке вплоть до Великой Отечественной войны. Во время оккупации Пушкина нацистами она бесследно исчезла: по всей видимости, гитлеровцы вывезли ее на территорию Германии…

Уже в наши дни перед сквером Дома молодежи Царского Села установили бронзовый памятник Екатерине II работы петербургского скульптора Владимира Горевого. Он не повторяет произведение Микешина. Так, спустя годы, императрица снова возвратилась в свою любимую резиденцию.

Газетный зал

«Говорят, наши актеры положили зубы на полку, говорят, что им есть нечего, что они голодают теперь, в течение Великого поста, оказывающегося, действительно, великим постом для актерской братии… Какой вздор! Я видел вчера актеров веселых, улыбающихся во весь рот, довольных, счастливых: это были актеры труппы г. Томаса Ольдена. После не особенно удачных, в смысле доходности, дебютов в «Ренессансе» и более удачных представлений на Царицыном Лугу, Томас Ольден начал вчера новую серию своих спектаклей в хорошеньком, чистеньком и свеженьком помещении купеческого собрания. В довольно большой зале этого собрания воздвигнута сцена «Фантошей» (кукольного театра. — Ред.), и артисты подвизаются на ней с большим успехом».

«Петербургская газета», 15 марта 1883 г.

Читайте также:

Биржа на Кронверкском: в двадцатом веке самым большим спросом пользовалась женская прислуга

Воды не боится. В шляпных коробках носили не только головные уборы


#монумент #история #скульпторы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (7867) от 14.03.2025 под заголовком «Исчезнувшая Екатерина».


Комментарии