Инспекция накануне юбилея. Скульптору Григорию Ястребенецкому – 95 лет

Позвонил мой старый знакомый, учитель, руководитель музея в 189-й школе Сергей Телешов: «Скульптору Григорию Даниловичу Ястребенецкому - 95. Хотите поехать с нами в авторскую «инспекцию», послушать рассказ о памятниках и мемориальных досках от первого лица?».

Инспекция накануне юбилея. Скульптору Григорию Ястребенецкому – 95 лет | Его иногда называют патриархом ленинградской скульптуры. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Его иногда называют патриархом ленинградской скульптуры. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как же можно было отказаться от такого предложения? Тем более и с Григорием Даниловичем мы тоже давно знакомы... Живая летопись эпохи: он пережил блокаду, воевал, был ранен, День Победы встретил в Кенигсберге, потом исполнил свою мечту - стал скульптором. Был востребован и в советское время, и в нынешнее. Воспитал целую плеяду учеников, продолжает творить по сей день.

...И вот мы в пути.

- Самая первая созданная мной мемориальная доска - в честь певца Леонида Собинова на улице Чайковского, 8, недалеко от Летнего сада, - рассказывает Ястребенецкий. - Она была открыта в 1958 году. Запомнилось, что на открытии была его вдова. Спрашиваю у нее: «Какие окна вашей квартиры?». «На втором этаже», - отвечает она. «А какие именно?» - допытываюсь. «Так все окна - весь этаж был наш»...

Следующая остановка - возле мемориальной доски Леониду Утесову на ул. Маяковского, 21. Здесь певец жил в 1930-х годах.

- Утесова я хорошо знал лично, поскольку он очень дружил с моим отцом. Как только приезжал на гастроли в Ленинград, обязательно заходил к нам, а мы - к нему. С его дочкой у меня даже был небольшой роман. Утесов был человеком интересным и вовсе не таким эстрадным, как это порой кажется. Его скульптурный портрет было нелегко лепить, но когда я сделал его лицо улыбающимся, то мне, кажется, удалось достичь портретного сходства, - поясняет Григорий Данилович.

Едем по набережной Фонтанки, справа мелькает Аничков дворец. Григорий Данилович вспоминает, что был кружковцем Дворца пионеров с самого его открытия в 1937 году.

- В детстве родители доверили обучать меня азам живописи молодой художнице-абстракционистке. И вот, представьте, я оказался во Дворце пионеров. Преподаватели меня ругали: «Почему ты небо все время пишешь красным цветом, когда оно голубое?»... В результате мне пришлось покинуть студию живописи, и я перешел в кружок скульптуры. Нас было восемь человек, из них шестеро поступили потом в Академию художеств и стали скульпторами - вот так серьезно нас готовили...

Очередная остановка - у дома на углу Гороховой и Адмиралтейского проспекта, где висит доска Феликсу Дзержинскому. Оказывается - тоже произведение Ястребенецкого.

- Когда я работал над ним, то к «железному Феликсу» испытывал почтение, - рассказал Григорий Данилович. - Сегодня - совсем другое, я бы не взялся делать ему мемориальную доску. Скульптор вообще пристрастен: я не могу лепить того, кто мне не слишком симпатичен. Но вот что интересно: изначально мы хотели установить доску на уровне глаз, над гранитным цоколем здания. Но из обкома партии сразу же поступило указание: «Так нельзя. Обязательно испортят!». И это было еще в самые благополучные советские годы... В результате доску повесили высоко, между окнами второго этажа.

Мы двигаемся дальше. Проезжаем площадь Труда, Григорий Данилович восклицает:

- А доска на Дворце труда - тоже моя... Одна из нескольких, которые я сделал в честь Владимира Ильича Ленина. И все по сей день на своих местах. Кстати, бывало так, что появление ленинской таблички изменяло жизнь вокруг к лучшему. К примеру, после того как открыли созданную мной мемориальную доску Ильичу на углу Большого проспекта и 3-й линии, в подвале закрыли пивную.

Кстати, один раз в жизни Ястребенецкому пришлось даже изваять образ Сталина. Речь о барельефе в подземном вестибюле станции метро «Площадь Восстания», который называется «Провозглашение Советской власти на II Всероссийском съезде Советов».

- Нас было пять человек, которым поручили монументальное оформление этой станции. Одному достался выстрел «Авроры», другому «Штурм Зимнего», а мне достался Ленин в Смольном. И там, по заданию, обязательно должен был присутствовать Сталин, которого я изобразил рядом с вождем. «Монументскульптура» тут же воспроизвела эти барельефы в сувенирных медалях. И только их отчеканили - выступление Хрущева на ХХ съезде с разоблачением «культа личности». Медали пришлось переделывать, а вот барельеф на станции метро трогать не стали...

Едем по Университетской набережной, любуемся Исаакиевским собором.

- А мне довелось во время блокады в 1942 году побывать на самой верхушке Исаакия, в «фонарике», - с гордостью говорит Ястребенецкий. - Оттуда два человека из штаба артиллерии вели круглосуточное наблюдение. Мне надо было передать им пакет...

Финиш нашей «инспекции» - в Петропавловской крепости, возле установленного в декабре 2015 года памятного знака в честь героического подвига альпинистов - защитников блокадного Ленинграда. На нем изображены Михаил Бобров, Ольга Фирсова, Александра Пригожева, Алоиз Земба и Михаил Шестаков. Кстати, Бобров был увековечен еще при жизни.

- Не обошлось без курьеза, - рассказывает Ястребенецкий. - Когда доска уже была установлена (но еще не открыта), Бобров пожаловался: «У меня там нос, как у Пиноккио». Действительно, литейщики перестарались. Пришлось их вызвать, и они уже на месте переделывали. Это единственный случай в моей практике, когда приходилось исправлять уже готовый барельеф...

Вообще же, по словам скульптора, беда - когда «доброжелатели» пытаются «улучшить» оригинальный вид памятника из каких-то собственных представлений о прекрасном или вообще сиюминутных их предпочтений.

- Я считаю одним из своих самых значимых произведений Холм Славы на Ивановских порогах, - говорит скульптор. - Идея архитектора Леонида Копыловского была такова: наверху было три площадки, на каждой из них растет дерево. И вот по чьей-то прихоти вместо одного из деревьев поставили гранитный крест. Искаженным оказался и общий вид памятника, и его идея. Почему именно православный крест? Там воевали люди самых разных национальностей и вероисповеданий. Сейчас договорились, что крест уберут и облик памятника будет восстановлен...

Понятно, что если бы мы взялись объезжать все произведения, созданные Ястребенецким, нам бы не хватило и нескольких дней. Одних только мемориальных досок, созданных им, не менее трех десятков. Из тех, что были установлены в советское время - Кирову, Крупской, Бабушкину, Льву Толстому, из современных - Витте, Столыпину, Старовойтовой... Со многими, кому посвящены эти доски, Григорий Данилович дружил, - например, с Михаилом Дудиным и Александром Володиным...

Несмотря на свои девяносто пять, Григорий Данилович очень активен. Правда, уже года полтора как не водит машину (говорит, все-таки тяжеловато), а вот в мастерской работает по сей день. Только что закончил скульптурный портрет академика Петра Толочко, исследователя Древней Руси. Готовит эскизы к памятнику Даниилу Гранину, ведь они часто встречались, приятельствовали. Обучает молодых стажеров, которых сам отбирал в группу скульптурного мастерства. Каждую среду Григорий Данилович проводит своеобразные профессиональные мастер-классы для своих подопечных... На то, чтобы стареть, у него просто нет времени.

#скульптор #творчество #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (6310) от 29.10.2018.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.