Гвоздь Москвина. Музей «Морская Стрельна» пополнился раритетным экспонатом

Недавно на страницах «Наследия» мне довелось рассказывать о том, как после войны были восстановлены мост и водоспуск Портового канала в Стрельне («Дворцовые камни» от 26 апреля и «Новое направление Стрелки» от 21 июня). На публикации откликнулись сыновья тогдашнего прораба Петродворцового дорожно-эксплуатационного участка Олег и Владимир Москвины.

Гвоздь Москвина. Музей «Морская Стрельна» пополнился раритетным экспонатом | Деревянный мост через Портовый канал в Стрельне, 1950 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Деревянный мост через Портовый канал в Стрельне, 1950 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Кроме всего прочего братья поведали любопытную деталь: когда летом 1950 года они вместе с отцом жили в прорабской на стройке в Стрельне, отец устроил им гамак. А укрепил его на железных костылях, которые вбил в два стоявших рядом дерева. Прошло 69 лет, и сыновья прораба Москвина с удивлением и радостью обнаружили на одном из деревьев у моста через Портовый канал ту самую шляпку костыля.

А вот откуда их отец взял эти костыли? Сначала мы предположили, что из полотна бывшей Ораниенбаумской электрической железной дороги - знаменитой ОРАНЭЛы, сооруженной в начале ХХ века.

От нее до наших дней, кроме трех бетонных мостов за Петергофом и двух подстанций в Автове и Стрельне, ничего не сохранилось. А тут такой раритет - подлинный костыль, которому более ста лет, да еще первой в России электрической железной дороги!..

До Великой Отечественной войны кольцо ОРАНЭЛы было у Львовского дворца в Стрельне. Дорогу должны были протянуть до Ораниенбаума, но ее устроители не смогли согласовать движение электропоезда через императорский Петергоф. И пока не были получены все разрешения, князь Александр Дмитриевич Львов разрешил устроить на своем участке земли в Стрельне временное разворотное кольцо. Начавшаяся война, революция так и не дали воплотить проект до конца.

Александр Блок в 1919 году приезжал в Стрельну именно по ОРАНЭЛе - до Львовского дворца. И бывшие беспризорники республики ШКИД также оставили об этой дороге свои воспоминания, прибывая в Стрельну в летние лагеря...

После Великой Отечественной войны разворотное кольцо трамвая опять-таки временно перенесли ближе к Ленинграду - за речку Кикенку, туда, где оно находится и поныне. Существовало опасение, что новый деревянный мост через Портовый канал, построенный вместо каменного, не выдержит трамвайного движения. И чтобы не рисковать, дорогу укоротили на полтора километра...

Что же касается нашей истории, то она получила совсем неожиданное продолжение. Когда после долгих усилий удалось извлечь металлический предмет из дерева, разросшегося в два обхвата, оказалось, что это вовсе не костыль от ОРАНЭЛы, а металлический нагель (гвоздь) от того самого деревянного моста, построенного в 1950 году через Портовый канал. Его давно уже заменили железобетонным, так что этот нагель необыкновенной величины (27 см) тоже оказался раритетом. «Гвоздь Москвина» передан в коллекцию музея «Морская Стрельна» на Пристанской ул., 15. 

#Стрельна #раритет #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6524) от 13.09.2019 под заголовком «Гвоздь Москвина».


Комментарии