Гренадеры его величества: рота была соз­дана по особому распоряжению Николая I

Изображенной на этой фотографии группе статных военных — дворцовых гренадеров — в данную минуту, похоже, совсем не до съемок. Они заняты исключительно важным делом — сопровождают императорскую семью. Внимание на фотографа обращают только несколько человек, запечатленных в левой части кадра. В том числе юный флейтист, который с удовольствием смотрит в объектив фотоаппарата.

Гренадеры его величества: рота была соз­дана по особому распоряжению Николая I | Снимок сделан в 1913 году у входа в Троицкий собор Александро-Невской лавры./ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Снимок сделан в 1913 году у входа в Троицкий собор Александро-Невской лавры./ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Рота дворцовых гренадер была соз­дана в октябре 1827 году по особому распоряжению императора Николая I. Царский указ гласил: «Желая ознаменовать особое Мое благоволение к тем нижним чинам Лейб-гвардии, которые на ­Отечественной войне оказали свое мужество и во все продолжение их верной службы до самого истечения срока отличали себя усердием, я признал за благо учредить из них при Дворе Моем особую роту под названием Дворцовых Гренадер, с тем, чтобы они были обеспечены в своем содержании на всю жизнь и чтобы служба их состояла только в полицейском надзоре во Дворцах, где будет Мое пребывание».

Для роты сшили очень красивую форму. Мундиры — из «царского сукна» зеленовато-синего цвета, с красным суконным воротником, обшлагами и лацканами. Шапка из медвежьего меха была почти такая же, как у солдат гвардии Наполеона. «Чтобы все помнили, кого победили!» — говорил император.

Великий князь Михаил Павлович, брат царя, отобрал из всех полков лейб-гвардии рослых красавцев и кавалеров многочисленных наград, ростом не ниже 184 см. В первом наборе роты были 120 человек.

Ее первым командиром был назначен Георгиевский кавалер Егор Григорьевич Качмарев, начавший свою службу канониром лейб-гвардии Артиллерийского батальона в 1806 году. Выходец из солдатской среды, он прошел от рядового до капитана лейб-гвардии, ротой он командовал до 1856 года.

На протяжении почти ста лет рота несла караул в Зимнем дворце, охраняла личные покои императорской фамилии, участвовала в торжественных мероприятиях и парадах. Кроме того, на гренадер была возложена охрана материальных ценностей и сокровищ, находившихся в помещениях Зимнего дворца и Эрмитажа. Впоследствии, с 1905 года, при Николае II, функции роты были сведены исключительно к церемониальным…

Дворцовые гренадеры получали хорошее жалованье, была также продумана система их пенсионного обеспечения. В правилах роты было определено: если в случае «неспособности от болезни или по слабости» кто‑либо из нижних чинов будет не в состоянии нести службу, «тот сохраняет полное жалованье и пенсион себе и жене, если женат».

Уникальное воинское формирование пережило даже падение монархии. После Февральской революции оно было переименовано в Георгиевскую гренадерскую роту, а в сентябре 1918 года, уже при большевиках, было зачислено в состав Красной армии. История роты официально закончилась 4 февраля 1921 года, когда приказом по Петроградскому военному округу она была расформирована. Говорят, будто бы ставшие никому не нужными старики-гренадеры по привычке продолжать приходить в Зимний дворец, многие остались там печниками и вахтерами…

Однако гренадеры не были забыты и позже. В 1979 году издательство «Детская литература» выпустило в свет исторический роман искусствоведа Владислава Михайловича Глинки «Судьба дворцового гренадера». Книга была настолько популярна, что ее переиздавали еще дважды.

Главным героем повествования был реальный персонаж — участник Отечественной войны 1812 года Александр Иванович Иванов, зачисленный в роту в 1827 году. С тех пор он откладывал все свое жалованье, чтобы выкупить своих родителей, братьев и племянников из крепостной зависимости. Ему удалось это сделать, но он не успел переписать их в вольное сословие: не хватило денег.

Предстояло заработать еще немного, но в декабре 1837 года Александр Иванов погиб при тушении пожара в Зимнем дворце. В эпилоге автор сообщал, что в 1949 году в эрмитажном архиве он обнаружил прошение его вдовы Анны Ивановой в императорскую канцелярию. Она умоляла, чтобы в память о заслугах ее покойного мужа была исполнена его последняя воля: переписать семейство Ивановых в сословие вольных хлебопашцев. Просьба была уважена.

Читайте также:

Не только для игры: «Донские» карты были выпущены в 1918 году

Во всём виновата погода? Учёные не перестают искать взаимосвязь социальных и природных факторов


#история #Гренадеры #император

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (7853) от 21.02.2025 под заголовком «Гренадеры его величества».


Комментарии