Горячий металл в темноте ночи. Для Виктора Саблина и его близких Путиловский стал родным домом

Поехали всей семьей: моего деда Виктора Саблина, руководителя паровозного и вагонного отдела Путиловского завода, как опытного инженера направили в Подмосковье, на глухой полустанок Затишье. Там собирались строить первый в стране электрометаллургический завод. Было это в 1916 году…

Горячий металл в темноте ночи. Для Виктора Саблина и его близких Путиловский стал родным домом | Одна из самых дорогих фотографий в семейном архиве Саблиных — та, что сами изображенные называли «святым семейством». /ФОТО из архива автора

Одна из самых дорогих фотографий в семейном архиве Саблиных — та, что сами изображенные называли «святым семейством». /ФОТО из архива автора

Рожденный в Вологде в январе 1873 года, Виктор Саблин вырос в дворянской семье. Его отец — отставной капитан, мировой посредник Леонид Николаевич Саблин. Старший брат Виктора Николай пошел по лесному ведомству, стал членом совета Министерства двора и уделов Российской империи. Младший брат Борис, учась в Николаевском инженерном училище (оно размещалось в Инженерном замке), провинился, незаконно проникнув, согласно семейной легенде, в святая святых — спальню убиенного Павла. В те времена там находилась мемориальная церковь Петра и Павла. Как бы то ни было, но Борис был исключен и получил волчий билет. В дальнейшем он активно проявил себя на общественном поприще в родной Вологде.

Виктор же после окончания гимназии поехал в столицу и поступил в Петербургский практический технологический институт, который окончил в 1896 году. И сразу же был направлен во Францию на приемку локомотивов и мостов для Китайско-Восточной железной дороги (в историю она вошла под известной аббревиатурой КВЖД).

«С тех пор на столе в его кабинете всегда лежали книги на французском», — вспоминала моя тетя Нина, старшая из детей Виктора.

До 1902 года Виктор Саблин — помощник главного инженера и главный инженер Верхневолжского завода железнодорожных материалов (ныне это Тверской вагоностроительный завод). Возвратившись в столицу, он стал заведующим паровозным и вагонным отделами Путиловского завода, а со временем вошел и в состав правления Общества путиловских заводов.

«В 1916 году отца перевели начальником строительства завода под Москвой, на полустанке Затишье, — вспоминала Нина. — До ближайшего города, Богородска, было девять километров. В школу мы до четвертого класса ходили при заводе. А вот старшие классы — в Богородске, и нам приходилось эти девять километров туда и обратно ежедневно шагать по шпалам».

Осенью 1917 года завод выдал первую плавку. Мой дед был назначен директором молодого предприятия. На глухом полустанке во время Гражданской войны семья испытала все тяготы неустроенности. Выживали как могли. Устроили огород, посадили картофель и овес. Купили корову, ее доили старшие дети — Нина и Всеволод. В голодное время они же ездили за провиантом: Всеволод в Курской губернии доставал рожь, а Нина с компанией отправлялась за капустой на станцию Перерва…

В начале 1920‑х годов дед в течение года работал директором машиностроительного завода ­Гидроторфа имени Владимира Ильича в Москве. А в 1923‑м вернулся с семьей в Петроград на родной Путиловский, который к тому времени уже носил название «Красный путиловец». Был назначен его техническим директором.

«Когда папа снова пришел на завод, ему предложили занять бывший особняк Путилова в заводском парке, — вспоминала Нина. — Но он ответил: «Не такое сейчас время, чтобы жить в особняке», и отказался. Мы поселились в казенном доме, а в особняке сделали клуб молодежи».

В эти годы предприятие активно восстанавливалось после разрухи. В 1923 году на заводе был возобновлен выпуск паровозов, в 1927‑м — построен самый мощный в СССР паровоз серии «М» мощностью 2200 лошадиных сил. Чуть раньше освоили производство «Фордзон-путиловца» — первого в стране пропашного трактора. И во всем этом была немалая заслуга моего деда…

Шел 1926 год. Однажды в два часа ночи Виктор Леонидович разбудил Нину и позвал ее в литейный цех. Там происходило поистине историческое событие: отливали детали турбины для Волховской ГЭС — первенца ГОЭЛРО. От дома до литейного цеха расстояние примерно километр, но в темноте идти было не страшно: завод — и ее родной дом. Струя раскаленного металла в темноте ночи — это запомнилось моей тете на всю жизнь.

Не все шло гладко. В годы первой пятилетки на волне энтузиазма нередко принимались изначально невыполнимые планы. Шла коллективизация, и коммунисты завода выдвинули встречный план: вы­пустить за год 12 тысяч тракторов. Саблин, как и директор завода Грачев, говорили о нереальности завышенного обязательства.

Весной 1930 года деда арестовали по «делу «Ленмаштреста». Эта организация объединяла тогда крупнейшие машиностроительные заводы города, в том числе и «Красный путиловец». Дело было возбуждено после проведенного в конце 1930 года сфабрикованного процесса против «контрреволюционной организации Союза инженерных организаций», так называемой Промпартии.

Как и других, деда обвинили во вредительстве. В начале 1931 года постановлением коллегии ОГПУ СССР его осудили по ст. 58-7 УК РСФСР к заключению сроком на 10 лет. К счастью, уже в апреле 1931 года дело было пересмотрено и он был освобож­ден. А спустя еще два года Виктора Леонидовича не стало…

Газетный зал

«В прощеное воскреснье… видел я балаган г. Берга, балаган г. Раппо, был у дрессированных зайцев, японских свиней, японского безымянного животного, японского козла, подымающего на рогах четырех пуда солдата, выряженного японским петухом, но певших из всех легких чисто по‑русски, слушал оглушительный треск и грохот в балаганах с надписью «военные пантомимы», видел кухарок, горничных, мастеровых, чернорабочих, сновавших из балагана в балаган и, видя все это, выводил следующее заключение. Хорош же и ты, думал, любимый мною, серый человек! Бездна и в тебе эстетической дури, только развернуться‑то тебе не на что, а имей лишнюю копейку — и ты бы потянулся с нею на бесполезные зрелища».

«Петербургская газета», 4 марта 1867 г.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #завод #арест

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7359) от 17.02.2023 под заголовком «Горячий металл в темноте ночи».


Комментарии