Голштинский склеп. Свою тайну он унес с собой
На акварели историка искусств Александра Бенуа, созданной в 1895 году, — старинный склеп из тесаного камня, издавна привлекавший к себе внимание любителей старины. Находился он на лютеранском кладбище при кирхе Святого Иоанна в Мартышкине, что на южном побережье Финского залива. Здесь обретали последний приют прихожане религиозной общины евангелическо-лютеранской церкви, включавшей свыше шести десятков деревень.
Достоверно известно лишь то, что склеп был возведен в начале XIX века по проекту архитектора Андрея Воронихина./Репродукция. ФОТО автора
Флер таинственности вокруг этого сооружения появился после того, как на него обратил внимание Александр Бенуа, чья семья в летнее время снимала дачу в Мартышкине. Он запечатлел его в серии своих акварелей и вспоминал о том, что испытал восхищение, впервые оказавшись перед этим внушительным и одновременно мрачным памятником. По его словам, склеп «имел форму усеченной пирамиды, покоившейся на как бы вросших в землю дорических колоннах; пирамида на четырех углах основания была уставлена задрапированными урнами».
На передней стене памятника находилась черная доска с надписью из бронзовых золоченых букв, однако большая часть их оказалась утрачена и прочесть написанное не представлялось возможным. Художнику удалось разобрать лишь латинское слово «Мученики», и этого оказалось достаточно для того, «чтобы обострить любопытство до крайности».
Однажды, надавив на одну из створок железной двери, он заглянул внутрь и увидел «три железных гроба, два больших и один детский, а остальное помещение было пусто». Бенуа высказывал предположение, что могилы могли принадлежать офицерам голштинских войск, которые состояли при великом князе Петре Федоровиче в его Ораниенбаумской резиденции.
Напомним: Петр Федорович, внук Петра Великого (сын его дочери Анны и герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского), родился и до 13‑летнего возраста жил в северогерманском герцогстве Голштиния. Взойдя на престол в 1741 году, императрица Елизавета Петровна провозгласила его своим наследником. В начале 1750‑х годов в распоряжение великого князя было выписано несколько отрядов голштинских солдат, из которых он сформировал «потешную» гвардию в Ораниенбауме.
Став императором, Петр III процарствовал всего 186 дней и был свергнут собственной супругой Екатериной Алексеевной. По версии Александра Бенуа, голштинцы, покоившиеся в мартышкинском склепе, погибли в дни переворота, произошедшего летом 1762 года. А мемориал, по всей видимости, возвели во времена Павла I, испытывавшего благоговейное почтение к трагически погибшему отцу: возможно, он хотел «подобным грандиозным монументом почтить память тех, кто пал, оставаясь верным своему государю»…
Спустя несколько десятилетий после того, как Александр Бенуа пытался изучить содержимое склепа, это сооружение попало в поле зрения Отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины. Осенью 1920 года до отдела дошли слухи, что захоронение «голштинских рыцарей» находится в плачевном состоянии.
Проверить сведения поручили 22‑летнему сотруднику Евгению Михайлову — внуку старшего хранителя Эрмитажа Андрея Сомова, племяннику известного художника-графика Константина Сомова. Выпускник школы Мая, он окончил два курса в учебных мастерских при Академии художеств, а затем поступил на музейную работу. (Впоследствии Евгений Михайлов станет кинооператором и будет сотрудничать с классиками экрана — Григорием Козинцевым, Леонидом Траубергом, Эдуардом Иогансоном и Фридрихом Эрмлером.)
Михайлов начал изыскания с поездки в морской госпиталь, где проходил лечение некий матрос, недавно наведывавшийся в склеп, как сообщается в материалах Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, «в качестве простого любопытствующего». Тот рассказал, что мемориал стоит незапертым и доступен для осмотра, а кладбищенский сторож дает пояснения о нем всем желающим.
Внутри, по словам матроса, находилось «значительное количество гробов», часть из них оказалась вскрыта, «и покойники приставлены к стенкам». Одежда их отличалась удивительной прочностью: сторож в присутствии посетителя «снимал и показывал сапоги-ботфорты с покойника», качество которых было оценено им «будто только что из магазина». Описание костюмов и личных вещей умерших (белые носки, перчатки, треуголка, шпага), данное матросом, позволило Михайлову заключить, что захоронение действительно может относиться к временам Петра III.
В своем отчетном докладе Михайлов указывал: «Склеп выстроен на опушке леса, близ кладбища, из камня, уже поросшего мхом, и состоит из двух комнат среднего размера. Первая доступна для осмотра, во вторую лишь пробита брешь в замурованной стене». Следовал вывод, что подобное варварское отношение к могиле «надо считать совершенно недопустимым», а памятник может иметь «большой интерес и ценность», вследствие чего следует принять меры для его охраны от разграбления.
Отдел по охране, учету и регистрации памятников направил в Мартышкино фотографа Карла Кубеша для фиксации внешнего и внутреннего вида «исторической могилы голштинских рыцарей». Михайлов также был командирован на место «для принятия всех необходимых мер охраны», а Ораниенбаумскому исполкому было предложено оказать ему «всяческое содействие».
В 1921 году кладбище в Мартышкине закрыли для новых захоронений и одновременно ограничили доступ посетителей. Это позволило пресечь разграбление могил, а также использование старинного склепа бездомными и беспризорниками. На большее у тогдашних властей не хватило сил и средств.
В дальнейшем о кладбище просто забыли, и в таком виде оно существовало до Великой Отечественной войны, когда значительная его часть была уничтожена боевыми действиями. По всей видимости, тогда оказался разрушен и старинный склеп, от него ничего не осталось. После войны территорию кладбища отдали под жилую застройку, ныне это район Тупикового переулка и Полевой улицы.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 25 (7354) от 10.02.2023 под заголовком «Голштинский склеп».
Комментарии