Фильмы для единомышленников. История киноклуба «КИТЫ» в Ленинграде

Недавно петербургские болельщики «Зенита» отмечали 40-летие фанатского движения. Но у них был предтеча – «Клуб заядлых болельщиков «Зенита» (КЗБЗ). Все его участники работали на ЛОМО, в основном в Центральном конструкторском бюро. Точную дату создания не знаю, но когда в 1967 году молодым техником я пришел сюда на работу, он уже существовал. Председателем клуба был ведущий конструктор Юрий Гольдберг.

Фильмы для единомышленников. История киноклуба «КИТЫ» в Ленинграде | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Клуб был зарегистрирован на стадионе им. Кирова, и его члены получали билеты на все домашние матчи «Зенита». Кажется, были даже членские билеты. В конце сезона клуб устраивал собрание своих участников, а их было всего тринадцать (все мужчины), и, думается, их объединяла не только дружба и любовь к футболу, но и необыкновенная энергия и всепоглощающее чувство юмора. Лет им было тогда по тридцать с небольшим. Это были настоящие шестидесятники, представители поколения оттепели...

Если о существовании КЗБЗ я узнал из личных разговоров, то о мероприятиях киноклуба «КИТЫ» («Кино и ты») в фойе Центрального конструкторского бюро каждую неделю сообщала небольшая афиша. Кинематограф был моей любовью с детства, и, конечно, я стал ходить на все просмотры. Председателем киноклуба был все тот же Гольдберг.

Каждую среду к 19.00 я отправлялся в киноклуб, заседания которого проходили во Дворце культуры им. Ленсовета. В отличие от КЗБЗ членских билетов у нас не было. Каждый просмотр предваряло небольшое выступление одного из членов клуба, который представлял фильм, объяснял, на что надо обратить особое внимание.

После просмотра – обсуждение. Делились впечатлениями, непонятливым объясняли нюансы. Почти у каждого было свое место (у меня – в первом ряду справа от прохода), и никто друг другу не мешал: не шелестел конфетными обертками, не грыз семечки, не хихикал в самых неподходящих местах. И мои соседи были постоянными.

Вообще киноклубов в Питере на рубеже 1960 – 1970-х было несколько, и они были значимым явлением в жизни города. Самыми сильными были «КИТЫ» и тот, что действовал при кинотеатре «Молодежный». Именно эти клубы устраивали закрытые просмотры, на которые через год-полтора стали допускать и меня. Выглядело это почти как в шпионском детективе: вечером раздавался звонок телефона, и неизвестный мне человек приглашал на просмотр польского или французского фильма в какой-нибудь научно-исследовательский институт.

У наших «предводителей» были связи с французским и польским консульствами, и они получали оттуда фильмы, которых не было в прокате. Например, так мы посмотрели почти все произведения позднее запрещенного Анджея Вайды – «Охота на мух», «Березняк», «Пейзаж после битвы», французские фильмы – от знаменитой «Аталанты» Жана Виго до фильмов Франсуа Трюффо «400 ударов» и «Американская ночь».

Иногда фильмы привозили из Москвы, и после просмотра надо было отвезти коробки с пленкой на Московский вокзал и сдать проводнику. Мне и еще кому-нибудь из молодых членов клуба периодически доверяли эту важную миссию.

Однажды нам привезли знаменитый фильм Боба Фосса «Кабаре». Помню, что перед началом просмотра Юрий Гольдберг сказал: «Мы, к сожалению, не увидим зеленые ногти Лайзы Миннелли, так как копия черно-белая, но и это надо считать большим счастьем». Так оно и было...

Сформировалось даже понятие «клубное кино»: его можно было увидеть в обществе единомышленников... Вообще для многих это была возможность прикоснуться к искусству кино, не обремененному идеологической нагрузкой. Мы ведь смотрели и советские фильмы – те, которым дорога в широкий прокат тогда была закрыта. «Дневные звезды» Игоря Таланкина с Аллой Демидовой в роли Ольги Берггольц – шедевр, о котором, по-моему, уже забыли. Мы одними из первых увидели ленты гениального Андрея Тарковского. На просмотре «Сталкера» люди сидели в проходе.

Однажды нам удалось завлечь к себе, в киноклуб в «Молодежном» на Садовой, Никиту Михалкова, когда он привез в Ленинград свой новый фильм «Родня». Шел задушевный разговор о киноискусстве. Неожиданно Михалков остановился на полуслове, поднял вверх палец и, обернувшись к экрану, произнес: «Там кто-то есть». В повисшей тишине мы отчетливо услышали густой храп. Кто-то пролез в темное пространство за экран, вышел через секунду, что-то прошептал Михалкову. Тот ответил: «Нет-нет, пусть спит».

Разговор вскоре закончился. Под аплодисменты Михалков двинулся к выходу, а навстречу ему в зал вошли два милиционера. Они влезли за экран и вытащили оттуда огромного детину в перепачканном комбинезоне. Разумеется, его мы тоже проводили аплодисментами. Как выяснилось, на первом этаже кинотеатра шел косметический ремонт и один из рабочих решил отдохнуть, но нашел для этого не совсем подходящее место...

В последующие годы благодаря новому председателю клуба Геннадию Бабицкому мы перебрались в Дом ученых. Относиться к нам стали гораздо строже: фильмы мы теперь получали только из кинопроката. Но потом годы взяли свое. Не только потому, что с перестройкой прокат наполнился ранее запрещенными фильмами... Мы ведь собирались и для общения с единомышленниками, а кто-то уехал далеко, кто-то устал, а кто-то просто ушел в иной мир...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#кино #фильмы #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (6825) от 11.12.2020 под заголовком «Клубное кино».


Комментарии