Другие монументы. Почему главный памятник Кронштадта так и не был построен?
В 1954 году Кронштадт отмечал 250‑летие. В честь этого юбилея 18 мая, в день основания крепости на острове, у Ленинградской пристани на Яхтенной площади состоялась торжественная закладка будущего памятника. Но каким быть этому монументу, тогда еще было совершенно не понятно: выбрать лучший проект предполагалось на конкурсе.

Эскизный проект памятника, представленный под девизом «Содружество». Авторы — Н. А. Страхов, В. В. Криницкая, А. Д. Левенков./Из коллекции ЦГАЛИ СПб
Его организаторы совершенно не ожидали, что получат такой широкий отклик, причем со всего Советского Союза. Они получили 265 предложений, причем 115 — из других городов страны, в том числе 70 — из Москвы. Учитывая огромное количество проектов, было принято решение организовать общественное обсуждение.
Первое собрание было проведено 23 мая 1955 года в Ленинградском отделении Союза архитекторов СССР. В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга сохранился стенографический отчет этого заседания. Выступавший первым архитектор Тевель Шапиро отметил, что популярность конкурса можно объяснить «любовью всего советского народа к Кронштадту, к своему флоту, к его колыбели». По его мнению, большинство представленных на конкурс проектов было выполнено на столь высоком уровне, что заслуживало издания отдельной книгой.
Давая общую характеристику проектов, Шапиро разделил их на несколько групп: однофигурные памятники (например, «Волна») и скульптурные композиции («Содружество»), проекты монумента и оформления среды вокруг него («Форпост»).
В большую группу проектов архитектор выделил монументы, соединявшие в себе «несколько мотивов». Например, в проекте под девизом «Родина» акцент был сделан на огромную волну на фоне стены с рельефами, а в проекте «Красный якорь» вокруг обелиска были расположены фигуры защитников Кронштадта. Кроме того, Шапиро отметил и чисто архитектурные проекты — «павильоны, напоминающие мавзолеи» («Гвардейская ленточка»).
Эскизный проект памятника под девизом «Родина»./Из коллекции ЦГАЛИ СПб
Общим недостатком большинства проектов архитектор назвал несоответствие их масштабов месту и окружению.
Скульптор Михаил Габе заметил, что очень многие памятники несут траурный характер: «ощущение такое, что это памятник героически погибшим людям вроде панфиловцев или героев севастопольской обороны». По его мнению, такие монументы не могли решить задачи конкурса, так же как и проекты, трактовавшие тему слишком буквально: «обелиск в виде меча, в виде реактивного снаряда, строение в виде корабельной детали, поставленной на попа».
Он также высказал замечание относительно того, что проектами «буквально завалили Дом архитектора»: они были развешаны в Белом, Дубовом и Бронзовом залах, Красной и Зеленой гостиных, эркере и холле, даже в «маленькой комнате». Их было так много, что было невозможно рассмотреть все детали проектов и, следовательно, дать им оценку.
Член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР профессор Сергей Васильковский посетовал, что среди представленных проектов очень много монументов, в которых изобразительная идея подменяется литературной, рассказ заменяет образ. «Такие вещи подчас очень нравятся. Люди любят сниматься на фоне памятника «Стерегущему». В них даже выражена идея, видно, что это на море, там есть фонтан. Но это вещь мелкая не по размеру, а по отношению». Именно поэтому «проекты с волнами, якоречками, маяками, всем арсеналом того, что изображается на татуировках» не могут быть одобрены.
Резюмировал дискуссию архитектор Виталий Сохин. Он подчеркнул, что большинство проектов ориентировано на прошлое, однако будущий памятник должен иметь содержание, созвучное современной эпохе: он «должен стоять в Кронштадте, городе, который был основан для того, чтобы защищать Россию, и отделаться намеком на прошлое тут нельзя».
В итоге жюри все же выбрало несколько вариантов, которым были присуждены премии. Первую получил проект под девизом «Цитадель», представленный архитектором Василием Петровым, который позже стал первым в истории СССР главным художником Ленинграда. Второй премии был удостоен коллектив авторов, создавший проект под девизом «Морской флаг»: скульптор Валентин Чеботарев, архитекторы Яков Лукин и Николай Назарьин. Третья премия досталась проекту «Красный якорь», создателями которого были студенты Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина — будущие художники Михаил Горный, Виктор Овчаров и Петр Назаров.
Эскизный проект памятника «Цитадель», получивший первую премию. Автор — архитектор В. А. Петров./Из коллекции ЦГАЛИ СПб
Однако отмеченные жюри проекты не приняли к осуществлению. Были объявлены второй и третий туры конкурса — вероятно, в 1956 – 1960 годах, но и они не позволили найти лучшую форму для главного памятника, призванного отразить историю и славу города Кронштадта.
Но появились другие монументы. В 1965 году в сквере Подводников на проспекте Ленина, 61, был установлен памятник морякам-подводникам, защищавшим Ленинград. Спустя два года в саду Металлистов у входа на территорию Морского завода был открыт мемориал, посвященный работникам Морского завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
На площади Рошаля в 1987 году был установлен памятник революционным морякам Балтики. На том месте, где изначально предполагалось установить монумент — вблизи Ленинградской пристани, — в 2010 году воздвигли мемориал Петергофскому десанту. И, наконец, десять лет назад, в преддверии Дня Победы, при въезде в историческую часть Кронштадта был открыт памятник-стела «Город воинской славы».
Читайте также:
Следы прошлого: как пейзаж Новой Ладоги раскрывает тайны каналов и утраченных памятников
Почему «Статусный» рынок оказался не столь аристократическим?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (7936) от 27.06.2025 под заголовком «Главный памятник Кронштадта».
Комментарии