Император под охраной: как берегли в городе на Неве «Медный всадник»

Любопытный факт: долгие годы — и это можно увидеть на самых различных изображениях XIX века — «Медный всадник» был окружен высокой двухметровой оградой. В том числе и на этом снимке, сделанном в 1870 – 1880‑х годах почти позабытым нынче мастером документальной фотографии Альбертом Фелишем — владельцем фотоателье в Петербурге, первым отечественным фабрикантом, производившим фотопластины.

Император под охраной: как берегли в городе на Неве «Медный всадник» | Этот снимок относился к серии «Виды Петербурга», созданной Альбертом Фелишем. В нее входило более двух десятков классических образов Северной столицы./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Этот снимок относился к серии «Виды Петербурга», созданной Альбертом Фелишем. В нее входило более двух десятков классических образов Северной столицы./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

В 1903 году в связи с 200‑летием основания Петербурга ограду убрали, мотивируя это тем, что она искажает первоначальный авторский замысел. Действительно, создатель «Медного всадника» скульптор Этьен Морис Фальконе не желал видеть Петра «в клетке», однако заканчивал монумент Юрий Фельтен, и решетка появилась одновременно с открытием памятника в 1782 году.

В 1803 году возле него был учрежден особый воинский пост, который курировало военно-морское ведомство. В 1866 году пост упразднили, а охрану поручили полиции. В 1917 году «царский памятник» оказался беззащитным: на послереволюционных фотографиях видно, что у граждан не было к нему особого почтения. Жители и гости города забирались на гранитный постамент и даже использовали его как «катальную горку».

В статье «Ленинград летом» Дмитрия Четверикова, опубликованной в журнале «Огонек» 29 августа 1926 года, был опубликован снимок, запечатлевший, как дети резвятся на гранитной скале монумента. В сопроводительном тексте указывалось: «Ребятишки, проделав гимнастические упражнения на хвосте «Медного всадника, бултыхаются в гордую и чопорную Неву».

Не всем эта ситуация нравилась. В ноябре 1926 года заведующий Ленинградской государственной реставрационной мастерской при Главнауке (Академии наук) Александр Удаленков, заручившись поддержкой художника Александра Бенуа, архитектора Льва Ильина и историка Петра Столпянского, обратился в губернский отдел коммунального хозяйства с просьбой восстановить ограду у монумента. Они указывали, что это не только важно для сохранности памятника, но и сама по себе решетка имеет художественную ценность. Авторы письма даже сообщали, что она находится в целости и сохранности на Гагаринском буяне, что на Пеньковой улице.

Увы, губоткомхоз ответил жестко: «никаких денег нет, и кому надо заниматься реставрацией пусть сам этим и занимается». С обращением вернуть решетку выступило в 1928 году и общество «Старый Петербург», но тоже получило отрицательный ответ…

В мае 1940 года в исполком Ленгорсовета из «Ленинградской правды» поступила жалоба гражданина Иври, который написал в редакцию обеспокоенное послание. В нем, в частности, говорилось: «Конь Петра стоит на диком гранитном утесе. Почти всегда можно видеть детей, скользящих по утесу. В результате камень из дикого превратился в отшлифованный, блестящий и памятник благодаря этого (так в оригинале. — Прим. ред.) многое теряет».

Исполком обратился за разъяснением в Отдел охраны памятников управления по делам искусств. Полученный ответ гласил, что с 27 мая 1940 года (то есть с дня рождения города) монумент находится под охраной.

Нет надобности напоминать, как берегли горожане «Медный всадник» во время блокады, укрыв его специальным футляром, и каким праздником было «освобож­дение» от него весной 1945‑го. ­Однако затем памятник Петру Великому снова облюбовала детвора.

«Когда подходишь к «Медному всаднику», тебя невольно охватывает возмущение: прекрасное произведение искусства испещрено мелом, углем. Мы были свидетелями, как подростки, облепив памятник, влезли на фигуру лошади. Милиционер безучастно взирал на это. Надо усилить охрану памятников», — говорилось 1 июня 1945 года в «Ленинградской правде»…

В Интернете есть снимки 1990‑х годов, свидетельствующие о том, что и в ту пору на монумент забирались все желающие. Нынче, кстати, памятник снова окружен оградой. Она появилась к 300‑летию Петербурга в мае 2003 года, и издалека ее практически не видно, скрывает зеленая живая изгородь. Планировалось, что последняя будет выше ограды, но время показало, что тогда она начинает мешать обзору, поэтому ее стригут примерно в уровень решетки.

Газетный зал


«Вчера, 20-го июня, городской голова принимал депутацию от легковых извозчиков, явившихся для представления думе петиции о своих нуждах. Наиболее существенным требованием в петиции извозчики ставят уничтожение существующей таксы, которая одинаково невыгодна как им, так и седокам и только служит предметом вечных препирательств между сторонами. В числе других требований просители настаивают на отмене обязательного для них теперь правила возить пьяных в участки бесплатно по требованию полиции».

«Петербургский листок», 21 июня 1906 г.

«Заведующий выдачей книг в Публичной библиотеке отмечает возрастающий интерес в публике к сочинениям политического характера: «Сначала все читали только запрещенные брошюрки, но теперь взялись за капитальные сочинения по социальным вопросам». Читают главным образом военные. Офицеры готовятся, чтобы разъяснять солдатам смысл происходящего: солдаты же читают, главным образом, чтобы возражать офицерам. Администрация обращает внимание на недовольство солдат по поводу того, что книги написаны слишком «буржуазным» слогом с прямой целью ввести в заблуждение темный народ. Солдаты требуют даже сочинения Шопенгауэра и, конечно, вынуждены возвратить книгу через несколько минут. Изредка встречаются и прислуги, требующие главным образом частушки о Распутине, Николае II и т. п.».

«Петроградский листок», 1 июля 1917 г.

Читайте также:

Неизвестные кадры Александра Буллы: фотограф запечатлел строительство канала Москва — Волга

Лето на петергофской даче: неизвестные страницы жизни Сергея Третьякова


#история #памятник #Медный всадник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7931) от 20.06.2025 под заголовком «Император под охраной».


Комментарии