Дом с тайником. Какие истории хранит особняк Ашехмановых?

Это двухэтажное здание в стиле модерн, украшенное эркером и двумя башнями, одну из которых венчает купол, напоминающий шлем русского богатыря, известно как особняк Ашехмановых (Крестовский остров, Морской пр., 23). В краеведческой литературе о них встречаются лишь редкие упоминания. К счастью, удалось разыскать потомка владельцев особняка – Александра Орестовича Демонфора, живущего в Москве. Он поделился сведениями из семейного архива.

Дом с тайником. Какие истории хранит особняк Ашехмановых? | Так особняк генерала /Николая Ашехманова выглядит сегодня. Современные окна, лишенные переплетов, придают ему почти что современный облик / ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Так особняк генерала /Николая Ашехманова выглядит сегодня. Современные окна, лишенные переплетов, придают ему почти что современный облик / ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Глава семьи, Николай Васильевич, родился в 1853 году в Орловской губернии в семье обер-офицера. Окончив классическую гимназию, поступил в Киевское военное училище, потом числился офицером в Бендерском полку. Он уверенно шагал вверх по карьерной лестнице, в 1890 году был командирован на Дальний Восток, где служил почти тридцать лет. На его счету –  экспедиция в Китай во время «боксерского» восстания. За безупречную службу был отмечен не только чинами, но и многочисленными наградами.

Его женой стала дочь секретаря Кубанского казачьего войска Елена Семеновна Чубинская. В семье родились четыре дочери: в 1894 году –  двойняшки Людмила и Нина, в 1901-м –  Валерия, в 1903-м –  Татьяна. В одном из писем Николай Васильевич вспоминал: «Живя скромно, за долголетнюю службу на Востоке я кое-что скопил. Думая, как можно лучше обеспечить свою семью, приобрел в Порт-Артуре земельный участок, начал строительство дома. Потратил на это все свои сбережения. Было у меня и движимое имущество на сумму, по самой скромной оценке, до десяти тысяч рублей».

Но мечтам о тихой размеренной жизни в Порт-Артуре не суждено было сбыться. Началась война с Японией. Николай Ашехманов получил назначение начальником канцелярии полевого штаба на Дальнем Востоке, позднее был инспектором военных госпиталей Харбина.

Николай Ашехманов закончил ее в чине полковника-интенданта: обеспечивал войска довольствием, фуражом, деньгами, заведовал госпиталями. При увольнении со службы был произведен в генерал-майоры. С этого времени семья решила обосноваться на берегах Невы. Но в первую очередь необходимо было решить вопрос об образовании старших девочек. Сомнений не было –  только Смольный институт! Сам генерал считал это «приличным и патриотическим образованием, обеспечивающим их будущность».

Поначалу семья сняла просторную квартиру на Пантелеймоновской улице, в паре минут ходьбы от Летнего сада. Затем перебралась в район Песков, а потом на Крестовский остров –  по тем временам практически на край света. Сам Николай Васильевич по этому поводу сетовал в одном из писем: «По необходимости живу на окраине». Поселились они на Еленинской улице, 6, где и прожили до 1909 года, когда был построен собственный дом. Для этого у Опекунского управления был приобретен участок на углу Еленинской улицы и Морского проспекта. Имя архитектора, возводившего здание, установить не удалось, поскольку документы не попали в городскую управу.

Морской проспект23_Д.jpg
 

Среди старинных фотографий, сохранившихся в архиве Александра Демонфора - изображение Николая Васильевича Ашехманова (1909 г.) и сестер Ашехмановых с матерью Еленой Семеновной (в центре), мужьями и детьми (слева направо: Валерия, Людмила, Татьяна (1926 г.) / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Генеральская семья занимала квартиру на втором этаже, а свободные площади сдавала внаем. Во дворе находился небольшой садик, граничивший с трактиром «Крестовский сад». В башне, пристроенной к дому, имелась винтовая черная лестница –  крутая и узкая, в прежние времена ею пользовалась прислуга...

Когда в 1914 году началась война с Германией, Николай Васильевич был мобилизован и пробыл до ее конца на различных командных и хозяйственных должностях. А старшая дочь, будучи медсестрой, работала в Вильне и Варшаве. За отличную службу, как и отец, была отмечена наградами.

Дома на Крестовском их ждали Елена Семеновна и младшие девочки. Сохранилось письмо Татьяны, опубликованное в 1915 году в подростковом журнале «Задушевное слово»: «Я учусь в третьем классе гимназии, мне 12 лет...». Из увлечений она указывала чтение, среди литературных фаворитов – «Княжну Джаваха» Лидии Чарской. В этом же году Татьяна покинула дом на Крестовском и стала смолянкой, как и героиня любимого произведения...

1917 год стал для семьи переломным. Летом от дизентерии умерла Нина, ей было всего 22 года. Известно, что до болезни она служила в обществе «Продамет», занимавшемся продажей изделий металлургических предприятий. Отпевали ее там же, на Крестовском острове, в церкви Рождества Христова при рукодельной школе князей Белосельских-Белозерских. Похоронили Нину на Стародеревенском кладбище, которое до нашего времени не сохранилось.

TQO2IEps4YQ[1].jpg
 

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Новую, советскую, власть Николай Ашехманов принял, служил в штабе Петроградского военного округа. Позднее заведовал артиллерийским, инженерным и квартирным снабжением войск Петроградской трудовой коммуны. В это время старшая дочь Людмила была медсестрой на фронте. Там она познакомилась с будущим мужем –  Орестом Монфором. Он служил в штабе РККА и воевал против белочехов.

Тем временем Ашехмановы готовились к отъезду из Петрограда. Николай Васильевич получил должность начальника снабжения в Череповце. Там он и проработал до своей смерти в 1922 году. В некрологе, напечатанном в местной газете, говорилось: «Всегда спокойный, и с исключительной деловитостью, он посвящал себя работе, даже не считаясь ни с какими урочными часами».

Вдовы генерала не стало в начале 1950-х годов. Известно, что в 1947 году Елена Семеновна приезжала в Ленинград и посещала свой бывший дом, пыталась попасть в одну из комнат на втором этаже. Зачем –  поняли позже, когда во время одного из ремонтов с потолка посыпались денежные купюры, в основном «керенки». Нашли ли хозяева квартиры что-либо более существенное, чем бумажные банкноты, осталось неизвестным...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#исторические здания #история #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (6986) от 12.08.2021 под заголовком «Особняк с тайником».


Комментарии