Дом классного художника. История шестиэтажного здания на Рузовской улице

Этот шестиэтажный дом на высоком полуподвале (Рузовская ул., 19) находится ровно посередине Рузовской улицы, протянувшейся от Загородного проспекта до Обводного канала. На фасаде элементы модерна (напоминающая каменную щепу шероховатая штукатурка, объединенные в «триптих» узкие окна) сочетаются с атрибутами неоклассицизма (симметрия архитектурной композиции, пилястры, вазоны с гирляндами). Это неудивительно: здание построено в 1910 году, на рубеже перехода от модерна к неоклассицизму.

Дом классного художника. История шестиэтажного здания на Рузовской улице | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Домовладельцем и архитектором-строителем выступил Борух Евнович (Борис Ионович) Гиршович, начинавший свой творческий путь в период эклектики и успешно работавший в годы модерна и неоклассицизма. Причем он не сразу нашел себя в профессии. В 1875 году он поступил в Академию художеств «вольнослушателем по скульптурной части», через пару лет перешел на живописное отделение и, отучившись там несколько лет, в 1882 году, попросил допустить его к экзаменам на архитектурное отделение. Гиршович указывал, что пришел к «горестному убеждению», что идти по пути живописца ему «положительно невозможно».

В 1886 году он наконец завершил обучение и получил звание классного художника 3-й степени по архитектуре. Выбор оказался верным. Гиршович стал видным зодчим, пользовавшимся авторитетом среди взыскательных коллег. Он возвел в Петербурге более двадцати многоэтажных строений, среди которых известные многим дом Бака на Кирочной улице, 24, а также Сибирский банк на Невском, 44, отмеченный почетным дипломом на конкурсе фасадов в 1912 году.

К возведению собственного дома на Рузовской Гиршович приступил еще в августе 1908 года, но контролирующие инстанции потребовали переделать чертежи, и строительство было разрешено лишь в следующем году. Завершилось оно в августе 1910 года. Причем вследствие юридических казусов здание заняло участок «излишней» соседской земли, и Гиршовичу пришлось выкупить его.

Архитектор максимально плотно застроил почти квадратный в плане участок. Он устроил «каменные подвалы под двором в один этаж». В этом подземном этаже оборудовали не выпускавшие запахи выгребные емкости системы Шамбо, а также прачечную и другие «службы». Цокольный этаж служил для коммерции –  там находились «торговые подвалы». Выше –квартиры, в одной из которых обосновался брат домовладельца купец Исаак Гиршович.

Накануне и во время Первой мировой войны часть помещений в доме занимало генеральное консульство княжества Монако. Обязанности генерального консула этого крошечного средиземноморского государства исполнял публицист, востоковед, юрист и археолог Яков Гурлянд, который вел прием на Рузовской по вторникам, четвергам и субботам с шести до семи вечера.

Гиршовичу недолго довелось владеть домом на Рузовской: он скончался 6 июля 1911 года на 53-м году жизни. Дом унаследовали его жена Генриетта и дочь Мэри, однако в 1912 году они оформили «раздельный акт», и Мэри стала единоличной домовладелицей. Они владели наследством до революционных потрясений 1917 года, о дальнейшей судьбе домочадцев Б. И. Гиршовича сведений найти не удалось.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #исторические здания #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (6962) от 09.07.2021 под заголовком «Дом классного художника».


Комментарии