Десант вступил в сражение: малоизвестный эпизод Северной войны
Этот трофейный шведский барабан — один из экспонатов Военно-исторического музея артиллерии, напоминающих о военном противостоянии России и Швеции. Исследователи связывают его со сражением на берегу протоки Стекет, которое не слишком широко известно, но тем не менее сыграло свою роль на заключительном этапе Северной войны, которая, как известно, продолжалась 21 год.

Барабан, ставший впоследствии русским трофеем, принадлежал Ниландскому пехотному полку шведской армии./ФОТО предоставлено Военно-историческим музеем артиллерии
В 1719 году русская армия совершила несколько рейдов на побережье Швеции с целью вынудить королеву Ульрику Элеонору пойти на подписание мирного договора, который бы завершил войну. Это произошло после того, как годом ранее мирные переговоры на Аландском конгрессе закончились неудачей.
Пользуясь малочисленностью шведских войск, русские десантные отряды на сотнях километров опустошали побережье, уничтожали фабрики и заводы, однако при этом, следуя приказу, категорически не трогали мирное население. Английский дипломат Джеймс Джеффрис сообщал из Петербурга, что разорены даже местности за полмили от Стокгольма, а убытки, нанесенные русскими войсками, составляют несколько миллионов ефимков. Он отмечал, что если дело будет продвигаться так же успешно, то может быть атакован даже Стокгольм.
13 августа отряд галер с десантом подошел к берегам пролива Баггенсстекет — узкого прохода в Стокгольмском архипелаге. До шведской столицы отсюда оставалось полтора десятка километров. Было высажено два отряда: на правый берег — под командованием полковника Барятинского, на левый — под командованием полковника Стрекалова. Десанту было приказано разведать нахождение укреплений и судов неприятеля. Если попадутся королевские заводы или хлеб на полях — сжечь.
На этот раз шведские войска оказали сильное сопротивление, огнем своих орудий их поддерживало несколько кораблей. Из Стокгольма спешно было переброшено подкрепление. Бой был ожесточенным, порой доходившим до отчаянных штыковых атак. С наступлением темноты русские десантные отряды вернулись на суда.
Каждая из сторон объявила о своей победе. Шведы утверждали, что отбили «русский приступ». Кстати, именно такой версии придерживаются в музее, открытом на месте той битвы в 2014 году. Однако, как отмечает Сергей Ефимов, замдиректора Военно-исторического музея артиллерии, перед нами — не что иное, как выдача желаемого за действительное, поскольку русские войска имели абсолютно четкую инструкцию исключительно о разведке подходов к шведской столице. Планов по атаке Стокгольма у них не было, да и с таким количеством войск невозможно было взять хорошо укрепленный город.
Из документов известно, что Петр I также придавал этому сражению особое значение. Как отмечает Ефимов, царь был весьма скуп на награды и вряд ли стал бы хвалиться мнимой победой и тем более включать сообщение о ней в официальную историю Северной войны, которую редактировал собственноручно. Между тем текст реляции был помещен также в «Журнал, или Поденную записку» Петра Великого. «Сия акция наипаче того ради достойна похвалы…» — говорилось в документе.
Читайте также:
Выкуп за царевича. Письмо русских пленных было написано в 1702 году
Осталась на поле боя. Пушка образца 1902 года хранится в Музее истории Обуховского завода
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (7921) от 04.06.2025 под заголовком «Десант вступил в сражение».
Комментарии