Дедова будка
В нашем городе немало деталей, порой курьезных мелочей, придающих его «строгому и стройному виду», подчас чопорному и деловитому, домашний уют и простоту. Среди них - небольшой деревянный домик, более шестидесяти лет простоявший на улице Ломоносова, 9, за оградой у старого входа в институт холодильной промышленности.

Внучка Игнатия Малаховича Ерофеева Вера Дмитриевна возле дедовой будки. Фото 2016 г. ФОТО из семейного архива
Эта непритязательная «избушка» вроде тех, что и сейчас можно увидеть на пригородных земельных участках, была отчасти предметом моей гордости, поскольку представляла редкий образец деревянной постройки в самом центре города, а автором ее был... мой дед Игнатий Малахович Ерофеев. Вовсе не архитектор и даже не плотник, а самый обычный дворник.
Он приехал в Ленинград с семьей в 1929 году из деревни Гоголевка, что в Смоленской области, оставив построенный им дом. Физически крепкий, хозяйственный, умный, он увез семью от коллективизации. В Ленинграде устроился дворником, жить вначале пришлось в подвальном помещении.
В Ленинграде семья пережила блокаду. Дед оставался на своем посту, а мой отец, которому в 1941-м было четырнадцать, - работал на заводе. Ну а крестьянские навыки помогали весной 1942-го, когда вся земля во дворе была приспособлена под огороды.
Только после войны семье разрешили переселиться в одну из квартир дома № 9 по улице Ломоносова, в которую не вернулись ее прежние хозяева. Это жилище стало родным для автора этих строк, как и двор, в котором было аж три садика. Тополя, росшие в них, были посажены тоже моим дедом и его другом дедом Костей, также приехавшим из Гоголевки в год «великого перелома».
А домик у ворот, построенный Игнатием Малаховичем в первые послевоенные годы, служил дворницкой будкой, в которой хранился весь нехитрый инвентарь. Когда я родился, дед уже был на пенсии, но очень любил отдыхать на лавочке, которую поставили около будки.
В 1968 году жилой дом института расселили, надстроили и удлинили, садики практически уничтожили. Несколько лет будка - мы называли ее только так - пустовала. Затем она превратилась в сторожку, а уже в 1990-е стала пунктом охраны. Ее незначительно перестроили - убрали крылечко, перекрасили из зеленого цвета в коричневый...
Идя по улице Ломоносова, я всегда с удовольствием смотрел на нашу семейную реликвию. И вот в очередной раз, в апреле нынешнего года, проходя мимо знакомого места, я с огорчением увидел, что прежней сторожки нет, а на ее месте - аляповатого вида вагончик.
Я зашел в свой старый двор. Тут же откуда-то из глубины появился охранник и потребовал покинуть территорию. На мой вопрос, куда девалась будка, ответил: «Увезли на реставрацию». Я не поверил. Вскоре я повторил свой маршрут и вновь заглянул во двор. История с охранником повторилась, хотя дежурил другой. И, что удивительно, он также сказал, что будку увезли на реставрацию.
- Не видите разве, что это времянка?! - недовольно воскликнул строгий секьюрити.
А для меня этот недовольный вопрос был как бальзам на душу. Ах, как было бы здорово, если бы дедова будка вновь вернулась на свое место!
Материалы рубрики
В Петербург приехал поезд Деда Мороза
Забег Дедов Морозов на Дворцовой площади состоится в декабре
Здравствуй, Дедушка Мороз! Под Новый год самое время посетить его вологодскую вотчину
На улицах Петербурга появится автобус Деда Мороза
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии