Дальние хоромы: Кикины палаты пришлось возводить заново

На первый взгляд, на снимке обычная стройка. Кирпичные стены пока не оштукатурены, деревянные леса не сняты. Однако перед нами — реставрация расположенного в самом конце нынешней Шпалерной улицы городского дома сподвижника Петра I Александра Васильевича Кикина.

Дальние хоромы: Кикины палаты пришлось возводить заново | Восстановление Кикиных палат. 3 апреля 1953 г. Автор фото Василий Гаврилович Федосеев./@ Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2023. Гр 11883

Восстановление Кикиных палат. 3 апреля 1953 г. Автор фото Василий Гаврилович Федосеев./@ Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2023. Гр 11883

Кикин был бомбардиром «потешного полка», затем участвовал в Азовских походах, входил в состав Великого посольства Петра I, учился за границей кораблестроению, был первым начальником Санкт-Петербургского адмиралтейства. Однако позже он сблизился с царевичем Алексеем, помог ему бежать за границу и в 1718 году был казнен не прощавшим измен императором.

Городской дом (палаты) Кикина был построен в 1714 – 1720 годах по собственноручному рисунку царя архитектором Иоганном-Фридрихом Браунштейном. Интересно, что по этому же проекту, лишь слегка скорректированному, были возведены первые дворцы в Царском Селе и Петергофе.

Сейчас непривычно видеть памятник Петровской эпохи в окружении зданий советской постройки. Однако в первые годы существования Петербурга здесь, в Литейной части, наименее подверженной наводнениям, возводили свои хоромы царские родственники и видные вельможи. Их дворцы не сохранились, тем ценнее палаты Кикина — яркий образец петровского барокко.

Первоначальный облик здания был иным, чем мы видим сейчас. Оно было одноэтажным на высоких подвалах и с высокой кровлей, двухэтажной была лишь центральная часть. Там было устроено высокое парадное крыльцо — традиционный элемент допетровской архитектуры, оказавшийся столь уместным в подверженном наводнениям Петербурге.

В 1720‑х годах, когда дом казненного петровского сподвижника приспосабливали для размещения в нем первого петербургского музея — Кунсткамеры, здание надстроили еще одним этажом. Затем для Кунсткамеры возвели специальное здание, а в бывшем доме Кикина разместили полковую канцелярию и лазарет с домовой церковью, над которой архитектор ­Ф. Б. Растрелли в середине XVIII века возвел небольшую деревянную башенку-звонницу.

В конце 1820‑х годов настало время радикальных переделок. По проекту А.-Е. Штауберта было разобрано парадное крыльцо, с фасада срублены характерные для петровской архитектуры декоративные элементы. 

Кроме того, была ликвидирована столь привычная в зодчестве петровского барокко высокая с переломом кровля. Центральная часть была увенчана тре­угольным фронтоном, а боковые ризалиты — ступенчатыми аттиками. В результате, по отзыву архитектора-реставратора Александра Кедринского, палаты приобрели «сухой казарменный вид».

В годы Великой Отечественной войны здание пострадало от артиллерийских обстрелов и вызванных ими пожаров. От него осталась лишь часть наружных капитальных стен, и был поднят вопрос об их сносе. Однако из‑под обвалившейся штукатурки местами проглядывали очертания срубленных декоративных элементов петровского времени, и постройку решено было воссоздать в первоначальном виде.

В начале 1950‑х годов было проведено натурное исследование, в ходе которого были выявлены контуры элементов фасада, очертания основания и точек примыкания к стенам парадного крыльца, и даже образцы первоначальной штукатурки. На основе результатов обследования архитектор Ирина Бенуа создала проект реставрации фасадов. Они были воссозданы на то время, когда в здании находилась Кунсткамера.

Реставрационные работы проходили в 1952 – 1956 годах. Материалов для определения подлинной конфигурации кровли и фронтонов в ходе исследования выявить не удалось, поэтому эти элементы воссоздавали по аналогии с другими зданиями петровского времени.

Документальных материалов для воссоздания интерьеров также не было, так что внутренние стены возвели заново, и отделка помещений уже не имела никакого отношения к петровскому зодчеству. Ныне в здании находится Санкт-Петербургский музыкальный лицей.


#Кикины палаты #реставрация #исследование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7522) от 13.10.2023 под заголовком «Дальние хоромы».


Комментарии