Был в графском парке Чертов мост. Как сложилась судьба Александровского лесопарка

Среди многочисленных почтовых открыток начала ХХ века с видами Петербургской губернии есть несколько с изображением парка в имении Александровка графа Кейзерлинга близ железнодорожной станции Саблино. На них живописные аллеи, извилистая речка, мостики, водопад, пещеры, где добывали диктионемовый сланец для производства карандашей…

Был в графском парке Чертов мост. Как сложилась судьба Александровского лесопарка | Рукотворные сооружения в парке Кейзерлинга, запечатленные на снимках начала ХХ века, были изящными, но весьма недолговечными./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Рукотворные сооружения в парке Кейзерлинга, запечатленные на снимках начала ХХ века, были изящными, но весьма недолговечными./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Некоторые открытки имели вполне понятную коммерческую, точнее, рекламную, цель. На них указывалось: «Продажа земельных участков» и сообщался телефон и адрес конторы в Петербурге (Большая Конюшенная улица), в которую можно было обратиться по соответствующим вопросам.

В «Иллюстрированном путеводителе по Николаевской железной дороге», изданном в 1914 году, говорилось: «На 38 версте при станции Саблино расположен дачный поселок Новое Саблино, с населением около 4000 человек в зимнее время и около 10 000 человек — в летнее. Кроме того, в районе станции находятся поселки: на реке Тосне (в 2 верстах от станции), Александровка (в 3 верстах от станции) и Никольское (в 6 верстах от станции)».

Как отмечает руководитель школьного Саблинского историко-краеведческого музея Татьяна Слепнева, в последних десятилетиях XIX века землями Александровки владел барон Павел Александрович Корф, затем, в самом конце столетия, хозяином имения стал титулярный советник граф Альфред Гугович Кейзерлинг — потомок старинного курляндского рода. В России его представители появились с царским двором Анны Иоанновны.

В живописном имении по берегам реки Саблинки Альфред Кейзерлинг устроил парк, ставший излюбленным местом отдыха местных дачников, которые приезжали сюда и из Петербурга. В тенистом парке было много скамеек, беседок и мостиков, среди которых были мост Вздохов, Чертов мост, мост Любви.

«В двух верстах от станции Саблино расположено громадное имение графа Кейзерлинга, — сообщалось в июле 1903 года в газете «Биржевые ведомости». — Граф разбил его на участки земли, а так как имение представляет из себя очень красивую местность, то продажа означенных участков идет очень оживленно. С началом лета граф приступил к постройке трамвая (имеется в виду конно-железная дорога. — Ред.), который почти уже в настоящее время окончен. С проведением трамвая число покупателей должно значительно увеличиться. В настоящее время уже более полусотни отстроенных дач и масса строящихся…».

Возле водопада действовали ресторан и отель-пансион. В журнале «Песчанка» в 1907 году можно прочитать, что в нем «очень недорогие цены на помещения. Все решительно удобства. Жить здесь лучше, чем в санатории: горный воздух, прекрасное питание».

Кроме ресторана и гостиницы в парке был открыт летний театр «Александровка» (без театров в ту пору не обходилась практически ни одна дачная местность, и эта не стала исключением). В качестве актеров выступали местные дачники, в том числе дети.

Любопытно, что сам хозяин имения ведением дел доволен не был. «Александровка оказалась для меня большим разочарованием, — отмечал он в своих «Воспоминаниях о русской службе». — Номинально я оставался владельцем, но ведение дел и все доходы пришлось передать управляющим, которые в конце концов совершенно меня разорили. Все, что я там планировал и создал, было вполне жизнеспособно и весьма рентабельно, но не для меня, а для целой орды спекулянтов и головорезов, в чьи руки я угодил из‑за банкротства некоего банка. Оставалось утешаться тем, что не только в самой Александровке, но и во всех окрестностях мною созданы долговечные культурные ценности».

Летом 1913 года Александровка была продана с публичных торгов. Ее новый владелец продолжил распродажу участков. После революции парк по‑прежнему служил местом прогулок. В бывших графских конюшнях устроили кинотеатр, а здание театра продолжали использовать для драматических постановок. Во время оккупации парк был практически полностью уничтожен нацистами, которые вырубили вековые деревья ради строительства блиндажей и оборонительных укреплений. Именно тогда исчезли и парковые строения.

После войны парк возродили, правда, без знаковых достопримечательностей. Сегодня это Александровский лесопарк на территории комплексного памятника природы «Саблинский». Как воспоминание о прошлом здесь кое‑где еще встречаются старые великаны — сосны и липы, помнящие времена Кейзерлинга, замечает Татьяна Слепнева.

Читайте также:

Заговор стихии. Наводнение, случившееся в сентябре 1924 года, стало для города знаковым

Ямщики и фабриканты. Названия улиц напоминают нам о «пригородной слободке Смоленской»


#Александровский парк #лесопарк #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7759) от 30.09.2024 под заголовком «Был в графском парке Чертов мост».


Комментарии