Барышням Смольного института благородных девиц дозволили играть в хоккей в 1905 году
Все чинно, строго, благородно… Впрочем, у воспитанниц Смольного института благородных девиц и не могло быть иначе. Карл Булла запечатлел их на прогулке во внутреннем саду, который расположен между восточным фасадом здания Смольного и Невой. Снимок, датированный зимой 1905 года, хранится в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.
Если бы эта фотография не была черно-белой, то она пестрела бы красным цветом. Дело в том, что на прогулках девочки надевали серые башлыки на красной подкладке./Репродукция. ФОТО автора
Ежедневные прогулки в любую погоду были обязательными, устав заведения рекомендовал: «Весьма нужно, чтобы девицы, прогуливаясь в садах, питались свежим и здоровым воздухом». Гуляли обычно после обеда. Чтобы воспитанницы могли укрыться от непогоды, для них построили специальный павильон — его видно на заднем плане фотографии (до наших дней он не сохранился).
Зимой в саду устанавливали специальные деревянные горки, с которых смолянки скатывались на салазках и без оных. Подобные забавы, по воспоминаниям смолянок, доставляли им большое удовольствие, вносили разнообразие в их монотонную жизнь.
После реформы, произведенной в Смольном институте в 1905 году, на фоне общего всплеска общественной жизни в стране в программу воспитания барышень теоретически допустили то, чего здесь никогда не было: катание на коньках, бег на лыжах и даже игру в хоккей. Конечно, хоккейные матчи в Смольном институте устраивать не стали, а вот остальные виды спорта прижились. Можно предположить, что этому способствовала покровительница института императрица Мария Федоровна. Бывшая датская принцесса Дагмара сама хорошо каталась на коньках.
Каток заливали перед центральным входом в Смольный — там, где сейчас стоит памятник Ленину. Сохранились фотографии, на которых видно, что одни смолянки свободно катаются на коньках, а другие катят перед собой финские сани, чтобы при обучении не упасть на лед. Есть также несколько снимков, на которых видно, как воспитанницы ходят на лыжах в парке перед центральным фасадом Смольного. Там сейчас расположен сквер с фонтанами.
Как видим, в начале ХХ века серьезно менялся быт даже такого консервативного учебного заведения, как Смольный институт. Появился новый идеал женщины — не изнеженной барышни, а девушки физически ловкой и спортивной. Занятия гимнастикой, закаливание и активные прогулки способствовали не только хорошей спортивной форме воспитанниц, но и тому, что многие из них приобрели тот запас здоровья, который позволил им прожить в ХХ веке очень непростую, но, как правило, долгую жизнь.
Газетный зал
«28 ноября вечером крестьянин Семен Прокофьев, проходя по Загородному проспекту (Московской части), встретился с тремя лицами, из коих один схватил его за горло, а другой вытащил у него из кармана две извозчичьи жестянки. Они в то же время были задержаны, но бросили жестянки на улице. Один из них содержался уже за кражу в срочной тюрьме и лишь 18 ноября освобожден оттуда. Дело передано судебному следователю».
«Петербургская газета», 4 декабря 1869 г.
«Вчера, 13 декабря, в столицу доставлен большой транспорт всевозможных елочных украшений из бумаги и тонкого стекла, а также различных святочных бумажных масок работы московских кустарей. Все полученные товары не отличаются новизной и оригинальностью, по цене же несколько дешевле прошлогодних».
«Петербургский листок», 14 декабря 1901 г.
«Яичные торговцы ликуют! Еще так недавно все они в один голос плакались:
— Яиц нет! Подвоза нет!
Это же подтверждал и биржевой комитет: он открыто обвинял путейское ведомство в недостаточном подвозе яиц в столицу. А на деле — обычная история: просто напросто ждали отмены таксы, чтобы вовсю поживиться…
Сейчас, будто по волшебству, явились не только яйца, но сотнями явились новые торговые заведения с огромными запасами этого продукта… Откуда? Конечно, из скрытых в столице складов!».
«Маленькая газета», 6 декабря 1916 г.
«В связи с участившимися в последние дни случаями самовольной вырубки елок в пригородных лесах и особенно на Карельском перешейке частными гражданами и организациями, исполкомы Ленинградского областного и городского Советов депутатов трудящихся приняли решение об усилении охраны лесов от самовольной порубки в связи с заготовкой елок и завозом их в гор. Ленинград.
Завоз елок в гор. Ленинград разрешен государственным и кооперативным организациям, имеющим специальные разрешения от Ленинградского Областного управления Главлесоохраны и Управления лесами охранной зоны Исполкома Ленгорсовета».
«Ленинградская правда», 27 декабря 1946 г.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (7561) от 07.12.2023 под заголовком «Барышням дозволили играть в хоккей».
Комментарии