Балтийская волна на сцене Александринки. Как родилась оперетта «Раскинулось море широко»

В выпуске «Память» от 3 октября с. г. мы рассказывали, как в годы блокады единственный действующий театр города - музыкальной комедии - поддерживал ленинградцев, помогал им не поддаваться обстоятельствам, а воинам Ленфронта — сохранять боевой дух. Историей стала и нашумевшая премьера театра - оперетта «Раскинулось море широко», созданная и поставленная в рекордно короткие сроки.

Балтийская волна на сцене Александринки. Как родилась оперетта «Раскинулось море широко» | Фотография, хранящаяся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга, запечатлела день премьеры — 7 ноября 1942 года.

Фотография, хранящаяся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга, запечатлела день премьеры — 7 ноября 1942 года.

За годы войны выездные театральные бригады музкомедии дали свыше шестисот концертов. Показывали лучшие вокальные и танцевальные фрагменты оперетт. Но все это было из другой, далекой, легкой и праздной жизни. Назревала необходимость связать происходящее на сцене с реальностью. Срочно нужна была актуальная музыкальная комедия.

И она появилась! Всеволод Вишневский, балтийский комиссар и известный драматург, в конце лета 1942 года получил заказ.

- Пьеса нужна к празднику 7 ноября, к 25-летию Великого Октября, - сказал ему член Военного совета фронта вице-адмирал Николай Константинович Смирнов.

- А кто будет ставить?

- Музкомедия, кому же еще в городе?!

- Но я не писал раньше комедий, тем более музыкальных, - засомневался маститый драматург, автор «Оптимистической трагедии», киносценариев «Мы из Кронштадта», «Первая конная».

- Много чего не делали мы раньше! Сколачивайте коллектив соавторов.

В команду Вишневский пригласил драматурга Александра Крона и поэта Всеволода Азарова. Они тоже не были комедиографами. Но задание Военсовета фронта и политуправления Краснознаменного Балтийского флота восприняли с должным энтузиазмом. На написание музыки вдохновили флотских музыкантов-композиторов Николая Минха, Льва Круца и Виктора Витлина.

Задача была интересная, достойная - создать спектакль патриотический и одновременно веселый. Песенный, остроумный, приключенческий... О ленинградцах и их любимом морском городе. Рейд, пирс, швартовка, катер, боцман, тельник, капитан-лейтенант - это же родные для Ленинграда, ключевые, как теперь говорят, слова!

Помню, как грянула увертюра, в которую уместно и корректно была вплетена узнаваемая старинная матросская песня «Раскинулось море широко» - она и дала название спектаклю. Распахнулся занавес, и перед нами предстала панорама залива - куинджиевские по интенсивности краски, голубые, слегка туманные, дали и натуральная морская волна (работа художницы Софьи Вишневецкой - жены Вишневского), на которой моталась видная из-за стенки пирса рубка боевого связного катера СК-13 «Орленок». А вот и его славный экипаж, совсем небольшой - четыре человека.

Авторы поочередно вводили в пьесу героев. Вишневский - старого боцмана Силыча. Драматург Крон - ленинградского парня из рабочих механика Мишку. Поэт Азаров, сам из Одессы, разработал образ комендора - одессита и острослова Жорку Бронзу.

Все вместе сочинили образ командира катера лейтенанта Кедрова. Эту роль и поручили солисту — баритону Ивану Кедрову. Вишневский ввел в спектакль и героиню по имени Лена, комсомолку с Выборгской стороны, а теперь разведчицу. Он вернул ее с победой из немецкого тыла.

Потом еще появился смешной интендант Чижов, который напевал пустенькие куплеты: «Кто так галантен, так любезен? Я - энской базы комендант!». Эту роль оставил за собой Николай Янет. Каскадная героиня Нина Болдырева обложилась книжками о шпионах. Ей предстояла роль фашистской лазутчицы и спекулянтки Кисы. Появился и фашистский резидент - парикмахер Ардальон. Пьеса обретала персонажей, их голоса, истории.

Драматурги поселились в деревянном доме на Песочной улице, где ничто не отвлекало от работы. Опекала команду хозяйка Ольга Константиновна - вдова художника Матюшина, сама художница и писатель-публицист. При доме был огородик, он давал небольшой овощной приварок - жила команда на обычном блокадном пайке. Крик души мужиков даже прорвался в «шапку» выпущенного ими «Боевого листка» - «Мяса!».

Это заметил посетивший писательский «кубрик» адмирал Н. К. Смирнов и позвал своего водителя. Тот притащил твердые, как подметка, языки и немного спирта. Языки резали на тоненькие ленточки. А спирт оставили. До премьеры. Поджимали сроки. 21 августа Крон написал первую строку текста, а уже на 12 сентября была назначена читка в театре.

Вишневский читал сам, он превзошел себя. Позднее Юрий Алянский в книге «Театр в квадрате обстрела» описал эту сцену: «Казалось, катер «Орленок» на полном ходу ворвался в старую россиевскую Александринку. Вишневский играл каждое действующее лицо. Играл Чижова и Жору. Играл фашистов. Играл женщин. Плакал, когда Елена попадает в руки фашистов. И то и дело сгоряча хватался за свой маузер в деревянной кобуре...».

В театральном доме на Бородинской улице в пустой квартире с роялем дислоцировалась военно-творческая бригада композиторов. Музыка сочинялась полным ходом.

С реквизитом помогли флотские товарищи. Доставили детали катеров, маты, прожекторы, зарядные ящики, сигнальные флаги, настоящее оружие. Костюмеры получили в свое распоряжение с флотских складов обмундирование, даже трофейное эсэсовское.

7 ноября 1942 года, несмотря на блокаду, обстрелы и бомбежки, недоедание, осеннюю стужу, в Ленинграде царило ощущение большого праздника. Радио разносило мелодии маршей и революционных песен. Уцелевшие здания были украшены государственными флагами, корабли на Неве - флагами расцвечивания. А на афишных тумбах появились яркие плакаты со стройными силуэтами боевых кораблей и надписью «Раскинулось море широко».

Несмотря на вражеский обстрел спектакль начался, как и объявлено, ровно в пять. Билетов было не достать, хотя в Александринке 1370 мест. Перекупщики — куда от них денешься! — просили за билет самое ценное - хлеб или керосин.

За дирижерским пультом один из авторов музыки - Николай Минх. Взмах палочки, и академический занавес взмывает вверх, открывая панораму залива. Отважная неунывающая четверка связного катерка «Орленок» должна высадить в тыл врага разведчицу Елену. Драматизм усугубляется тем, что между ней и командиром катера Кедровым складываются романтические отношения. Звучит их прощальный дуэт. Зал замер, действие продолжается...

Тот же Юрий Алянский замечательно написал: «Блокадная оперетта появилась закономерно, как факт ленинградского сопротивления. Город не желал сдаваться ни физически, ни нравственно. В новом спектакле звучал дерзкий вызов врагу: мы плюем вашей блокаде в лицо! Мы живем по своим законам! В нашем городе работают поэты, музыканты, драматурги, художники, режиссеры, актеры. И ставить на нашей промерзшей, плохо освещенной сцене мы будем все, что нам захочется, - не только драму, оперу, балет, но даже оперетту, веселый спектакль! С песнями и танцами! С куплетами и остротами! И вы ничего не сможете с нами сделать!».

#оперетта #история России #Театр музыкальной комедии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (6565) от 12.11.2019 под заголовком «Балтийская волна на сцене Александринки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».