Балтийская пятерка: подвиг снайперов в годы войны

В июле 1943 года меня вместе с другими разведчиками вызвали в штаб 101-й Морской бригады. - Кто хорошо знает Автово? - спросил помощник начальника разведки. - Вам надлежит туда отправиться срочно. Конечно, мы знали. Да и как не знать, если там находится общежитие кораблестроительного института, откуда я со 2-го курса был призван в армию?

Балтийская пятерка: подвиг снайперов в годы войны | Иллюстрация MiloVad/shutterstock.com

Иллюстрация MiloVad/shutterstock.com

На заставе, что располагалась у Кировского завода, у нас проверили документы. От заставы до Нарвских ворот бегал тогда вагончик трамвая под названием «Жди меня, и я вернусь». Его не пугали ежедневные артобстрелы, и он исправно возил фронтовиков, которые так прозвали трамвай, на передовую и теперь доставлял туда и нас.

Автово казалось пустынным. Но стоило зайти за заводские корпуса, как стали видны мощные артиллерийские орудия, а на крышах домов № 102, 104 и 106 - артиллерийские наблюдательные корректировочные посты. Планшетная группа разведчиков бригады расположилась в квартире № 67 дома 102, а сам наблюдательный пост - над лифтовым отсеком под крышей на лестнице первого подъезда.

С домов Автова днем и ночью сотни глаз вели непрерывное наблюдение за передним краем и дальними батареями врага. Корпусные, бригадные, полковые, дивизионные посты сидели под крышами домов, на эллинге завода имени Жданова, а также на здании Дома советов, что на Международном (теперь Московском) проспекте.

Нашей группе предстояло разведать самые дальние цели немцев - крупнокалиберные орудия, обстреливавшие центр города. Задача была сложной: надо было ловить стреляющее орудие по вспышке пламени из ствола, по трем азимутам с трех сопряженных постов определять место цели и сообщать его артиллеристам. А ведь бывало, что огонь открывали одновременно 10 - 15 вражеских орудий. Сплошной грохот стоял над Урицком, Стрельной.

Постепенно составлялся список постоянных обнаруженных целей, и можно было даже их нумеровать для экономии сообщений. Тяжелые орудия обычно стационарны: не так легко их переместить, заново оборудуя позицию - дворики, погреба боезапаса, укрытия для личного состава. Но были и «бродячие» батареи врага, их приходилось ловить каждый раз заново. Чем вернее определялся азимут, тем точнее были координаты. На дистанции 10 - 15 км погрешность была не более 2 - 3 метров.

Вот какую работу делали мы - артиллерийские разведчики. Конечно, противник искал нас. Обнаружить можно было по бликам линз стереотруб и дальномеров. И тогда вахту приходилось нести под обстрелом. И несли - иначе зачем разведка?

Вместе со мной на вахте были бывший сигнальщик с крейсера «Максим Горький» Никитин, дальномерщик Романов, планшетист Сорокин - бывшие студенты Ленинградского института водного транспорта, опытный геодезист Ворогушин, разведчики Логинов, Лаврентьев, Михайлов, Ханюрис, Колесников, Синицкий.

В квартире № 21 дома 106 размещались снайперы. Многие на Балтике, да и на всем Ленинградском фронте знали имена этих отважных истребителей. Это была знаменитая пятерка Валентина Калинина, бывшего часового мастера из ателье «Павла Буре», замечательного товарища, отличного стрелка. В пятерку входили таежный охотник Степан Никишин, снайперы Василий Геращенко, Василий Васильев, Михаил Парфенов.

Каждый день, в мороз и вьюгу, в дождь и слякоть выходили они на рассвете. Шли мимо Красненького кладбища, больницы имени Фореля до развилки на шоссе, а там уже вправо по траншее, мимо вагона трамвая 28-го маршрута, изрешеченного пулями и осколками, до разбитого танка у мельницы. Снайперы Калинина часто ходили на «охоту» не одни. Они брали с собой снайперов из других дивизионов, но перед тем устраивали им экзамен на стрельбище.

Балтийская пятерка за войну уничтожила и вывела из строя не одну сотню вражеских солдат и офицеров, при этом не потеряв ни одного из своей команды. Выходя на рассвете, снайперы возвращались обычно в полной темноте, на грани ночи, чтобы враг не мог их обнаружить. Что это такое, пролежать, затаясь, почти сутки на снегу, понять можно, если сам испытал подобное. Таковы были наши военные, блокадные будни.

Когда наша армия полностью освободила Ленинград от блокады, мы с артиллеристами пошли посмотреть, что осталось от тех вражеских позиций, которые были для нас мишенью. Все оказалось разбито и уничтожено напрочь.

#Великая Отечественная война #снайперы #история #память #подвиг

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (6538) от 03.10.2019 под заголовком «Снайперская «охота» балтийской пятерки».


Комментарии