Арка вместо колоннады. История дома у Старо-Ленинского сквера

Этот дом (ул. Ленина, 48; Чкаловский пр., 40) словно бы отступил к границам участка, чтобы оставить больше места раскинувшемуся перед ним скверу. Начинаясь отдельно стоящим корпусом по Чкаловскому проспекту, здание по периметру огибает сквер, а его завершение выходит на красную линию застройки улицы Ленина.

Арка вместо колоннады. История дома у Старо-Ленинского сквера | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В 1870-е годы этот обширный угловой участок, простиравшийся вдоль нынешней улицы Ленина вплоть до Газовой улицы, принадлежал губернскому секретарю Андрею Васильеву. Здесь возвышался довольно внушительный для этих мест двухэтажный деревянный дом с башенкой-бельведером, покрытый причудливой резьбой. Помимо дома на участке были оранжереи, ледник с беседкой, украшенной флюгером, а также различные служебные постройки.

Усадьба благополучно дожила до строительного бума начала XX века. В 1911 году в журнале «Домовладение и городское хозяйство» появилось объявление: «Недорого продается удобная для постройки большого доходного дома земля 2390 кв. саженей с деревянным домом». Покупателей стремились привлечь еще и тем, что фасады дома, который здесь можно возвести, будут выходить на три «лучшие улицы» этой местности — Широкую (ныне Ленина), Газовую и в Геслеровский переулок (ныне Чкаловский проспект).

Однако ни одного покупателя на этот лакомый гектар не нашлось, и «латифундию» продали по­ ­частям. Угловой участок достался Константину Кузнецову, который в 1912 году пригласил техника Леона Богуского для строительства пятиэтажного доходного дома с мансардой. Проект был утвержден городской управой, однако он так и остался на бумаге.

Слабо застроенная территория дала возможность в ­1920 — 1930-е  годы создать здесь сквер, автором которого стал ландшафтный архитектор Рудольф Катцер. Он был потомственным садоводом, ученым, специалистом в области ландшафтного проектирования. Можно сказать, что он получил свою профессию по наследству. Его отец Франц Катцер приехал в Россию в середине XIX века, долгие годы занимался благоустройством Павловского парка, и сын воспитывался в атмосфере любви к садово-парковому искусству, с младых ногтей постигая премудрости профессии.

К середине XX века созданный Катцером сквер оставался в непрезентабельном окружении. В начале 1950-х годов в ходе обсуждения реконструкции улицы Ленина архитектор Олег Гурьев отмечал, что необходимо оформить окружающие сквер брандмауэры («глухие неоформленные торцы»), скрыть их. В соответствии с этой идеей здесь в 1950-е годы и построили «дом-ширму», концепцию которого разработала архитектурная ­мастерская «Ленпроекта» под руководством Гурьева. Окончательный проект создал архитектор Михаил Русаков, несколько упростивший первоначальное предложение — вероятнее всего, из-за необходимости экономить выделенные на строительство средства.

Согласно первоначальному проекту, между корпусами предполагалось протянуть величественную колоннаду, закрывавшую непарадный двор соседнего дореволюционного дома. В реальности была возведена лишь скромная аркада, существующая и поныне. Впрочем, и такая оберегающая сквер застройка вызвала отповедь критиков. Пресса возмущалась, что сквер «застроен почти наполовину», а между тем «зеленых насаждений в этом районе очень немного, раза в три меньше, чем требуется по нормам, а плотность застройки здесь и без того очень высока»...

С 1957-го по 2001 год в «доме-ширме» жила Нина Васильевна Соколова — первая в СССР женщина-водолаз, о чем сообщает мемориальная доска на стене здания. В годы Великой Отечественной войны она участвовала в прокладке бронированного телефонного кабеля по дну Ладожского озера для надежной связи командования Ленинградского фронта с Генштабом. В 1942 году она же выдвинула идею прокладки по дну Ладоги трубопровода для снабжения Ленинграда ­топливом, сама участвовала в этих работах. Нина Васильевна скончалась в 2001 году в почтенном возрасте, похоронена на Серафимовском кладбище.

Что же касается сквера, то он еще с советских времен называется Старо-Ленинским. Связано это с тем, что в 1930-е годы там установили бетонный бюст Ленина по модели известного скульптора Матвея Харламова. К 90-летию ­вождя, в 1960 году, его воспроизвели в сером граните. В конце ХХ века памятник исчез, и теперь на его постаменте гранитный шар, который иронично называют «голубиным аэродромом» или «памятником Колобку».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#исторические здания #архитектура #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7088) от 14.01.2022 под заголовком «Арка вместо колоннады».


Комментарии