Скидка на таблетку. Россиянам планируют возмещать затраты на лекарства

Минздрав России рассчитывает к 2023 году перейти от системы льготного лекарственного обеспечения к формату лекарственного страхования - полного или частичного возмещения государством средств, которые россияне тратят на медикаменты, назначенные врачом.

Скидка на таблетку. Россиянам планируют возмещать затраты на лекарства | Иллюстрация sience photo/shutterstock.com

Иллюстрация sience photo/shutterstock.com

Это, по мнению Вероники Скворцовой, позволит обеспечить бесплатными препаратами всех имеющих право на льготные лекарства, а для остальных сделать гибкую систему скидок.

Напомним, идею лекарственного страхования Минздрав обсуждает уже несколько лет. В 2012 году, когда началась подготовка масштабных социальных программ, она была зафиксирована в числе приоритетов в Стратегии лекарственного обеспечения населения до 2025 года. Но на практике ее воплотили лишь в 2013 году, и то на региональном уровне - тогда Кировская область запустила программу возмещения 90% стоимости лекарств пациентам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Результат - за первые два года реализации пилотного проекта потребность в вызовах «скорой помощи» и стационарном лечении сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на четверть, первичный выход на инвалидность - на 22%, смертность от болезней системы кровообращения - на 21%. Экономический эффект только за счет сокращения числа случаев госпитализации и снижения выплат по больничным и инвалидности составил 50 млн руб.

После этого аналогичный проект был запущен в Омской области - там в нем участвовали пациенты, перенесшие операции на сердце и сосудах.

О том, что все россияне смогут бесплатно получать жизненно важные лекарства, выписанные врачом, министр здравоохранения заявила еще в 2017 году. Ведомство даже просчитало несколько моделей лекарственного страхования. В частности, предлагалось страховать препараты, входящие в перечень жизненно необходимых, по референтным, проще говоря, по средним ценам.

На практике эта модель выглядит следующим образом: пациент обращается к врачу, который при наличии показаний выписывает ему электронный рецепт. Если человек льготник, то он за лекарства ничего не платит. Его соплатежи в этой системе равны нулю. Если нет, то пациент приобретает необходимое ему лекарство и оплачивает только разницу между фактической стоимостью конкретного торгового наименования и референтной ценой (она устанавливается государством). Аптека выдает препараты из своих запасов, которые формирует самостоятельно на коммерческом рынке, и далее обращается за возмещением расходов из бюджета.

Этот ли механизм будет введен в 2023 году или какой-то другой, еще неясно.

«Нам дано два года на то, чтобы мы просчитали и представили единую цифровую систему амбулаторного лекарственного обеспечения. Мы рассчитываем, что уже в 2022 году она может быть запущена. Для этого требуется полная цифровизация региональных медицинских и фармацевтических организаций, что будет обеспечено, согласно «дорожной карте», к концу 2021 года», - сообщила министр здравоохранения.

Вероника Скворцова считает, что с помощью нововведения власти смогут «кардинально изменить ситуацию и расширить права граждан на лекарственное обеспечение в амбулаторном сегменте». Это в свою очередь должно улучшить общие показатели здоровья населения, демографии и экономического развития России.

Кстати, на днях министр здравоохранения сделала еще одно сенсационное заявление. В ближайшее время правительство РФ рассмотрит проект закона, который позволит российским компаниям самостоятельно производить иностранные жизненно важные лекарства в тех случаях, когда зарубежный производитель отказывается поставлять их в РФ. Такая мера называется принудительным лицензированием, и она, оказывается, закреплена в Парижской конвенции по охране промышленной собственности и в 31-й статье ТРИПС (международное соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).

Однако в ней говорится, что это чрезвычайная мера, которая используется лишь в тех случаях, когда у государства либо исчерпаны все возможности договориться с производителем (в том числе и о добровольной передаче лицензии), либо есть основания думать, что патентовладелец злоупотребляет своим монопольным положением на рынке.

Сторонники принудительного лицензирования утверждают, что в результате мы сможем наладить выпуск всех нужных препаратов. Противники уверены, что эти меры могут нанести ущерба больше, чем пользы. И приводят весомые аргументы.

Во-первых, нет гарантии, что лекарства, произведенные на основании принудительных лицензий, не будут уступать в качестве оригинальным препаратам. Во-вторых, существует риск, что компании-разработчики отзовут и другие препараты с российского рынка. В-третьих, такая мера не всегда приводит к существенному снижению цены на лекарства.

Наконец, выдача принудительной лицензии не гарантирует быстрой доступности медикаментов для пациентов. Ведь для вывода любого лекарства на рынок нужно провести собственные исследования безопасности, эффективности и качества дженерика.

Получается, что принудительное лицензирование, если правительство все-таки решится на этот шаг, тоже не выход...

#Минздрав #здравоохранение #лекарства

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6571) от 20.11.2019 под заголовком «Скидка на таблетку».


Комментарии