Недавнее заседание президиума РАН было посвящено невосприимчивости к антибиотикам
Ее не зря называют угрозой цивилизации, ведь она способна свести на нет весь столетний прогресс в медицине.
ФОТО нейросеть
«Золотая эра» давно миновала
С тех пор как в 1928 году Александр Флеминг открыл первый антибиотик пенициллин (в 1938‑м был выделен чистый пенициллин, уже в 1945‑м вручена Нобелевская премия), средняя продолжительность жизни увеличилась на 23 года. Без пенициллина при пневмонии выживал один из десяти заболевших, с ним — девять из десяти. «Советский пенициллин» крустозин, детище микробиолога Зинаиды Ермольевой, во время Второй мировой снизил смертность от ран и инфекций в армии на 80 %.
Благодаря антибиотикам возможно лечить рак, пересаживать органы, делать операции на открытом сердце. Но есть у них и осложнения: подавление иммунитета, токсические поражения органов. Главное же «осложнение» в том, что микробы быстро становятся устойчивы. А организм, соответственно, тоже приобретает невосприимчивость к лекарству. Резистентность к пенициллину уже в 1950‑м была у 59 % заболевших, а в 1990‑м — у 95 %, напоминает вице-президент РАН академик Михаил Пирадов.
В «золотую эру» антибиотиков, с 1945-го по 1970-е годы, было открыто 150 их видов, но потом скорость резистентности стала значительно превосходить скорость появления новых препаратов. Последний новый класс антибиотиков вышел на рынок почти 40 лет назад: фармкомпаниям невыгодно тратить миллионы и десятилетия на получение лекарства, которое довольно быстро потеряет эффективность.
Если так дальше пойдет…
Приспосабливаться золотому стафилококку, синегнойной палочке и прочим изрядно помог сам человек. Мы бросаем курс приема лекарств, едва нам становится лучше, — в результате выживают самые сильные бактерии и передают живучесть «по наследству». Врачи, увы, прописывают антибиотики чаще, чем это необходимо, да мы и сами умеем их себе назначать. В пандемию потребление этих препаратов выросло на треть. По данным Минздрава РФ, почти 70 % пациентов с ковидом сообщили, что до госпитализации принимали антибиотики, причем каждый третий делал это, не советуясь с врачом.
Еще одна причина резистентности в том, что антибиотики «везде». И у микроорганизмов есть возможность с ними «знакомиться» и вырабатывать защиту. Скажем, животное, пролеченное антибиотиками, унавозило почву, на ней вырос урожай, и в нем ученые находят устойчивые бактерии и гены устойчивости, говорит членкор РАН Роман Козлов. К тому же антибиотиками животное не только лечат, но и ускоряют с их помощью его рост, увеличивают белковую массу. И применяются для этого те же группы антибиотиков, что используются в здравоохранении, сетует академик Василий Акимкин.
В 2019 году от инфекций, при которых не помогли препараты, в мире умерли почти 5 млн человек. По прогнозам ВОЗ, если темпы роста резистентности сохранятся, уже через 10 – 15 лет человечество останется вообще без защиты. А через 25 лет от невосприимчивости к антибиотикам будет умирать больше, чем от онкозаболеваний: 10 млн человек в год, констатирует Василий Акимкин.
Контроль и бдительность
Ученые и работники здравоохранения ищут способ предупреждать резистентность.
Референс-центр Роспотребнадзора мониторит остаточное количество антибиотиков и резистентных бактерий в продовольственном сырье и продуктах: 12 – 15 % проб оказываются «с антибиотиками» (впрочем, превышение допустимого уровня всего у 0,5 % и эта доля снижается).
Центр имени Н. Ф. Гамалеи разработал препарат фтортиазинон, при испытаниях он повысил эффективность лечения определенных инфекций на 25 %. Сейчас он проходит регистрацию.
ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора внедряет тест-системы, которые позволяют быстрее — не за сутки, а за часы — подобрать схему лечения для человека с резистентностью. Часто это вопрос жизни и смерти. В пандемию институт смог ускорить ПЦР-диагностику в 3 – 4 раза и получать результат за 40 – 60 минут — сейчас этот метод применяется для быстрой диагностики резистентных штаммов микроорганизмов.
Ученые ищут антибактериальные соединения с новыми механизмами действия, разрабатывают препараты на основе бактериофагов и адьювантов (веществ, усиливающих иммунный ответ)…
Мы тоже можем помочь. Во-первых, не злоупотреблять, во‑вторых, следовать инструкции. В-третьих, укреплять здоровье: одна из возможных альтернатив, говорят специалисты, стимулировать рост полезных бактерий в ЖКТ с помощью пре- и пробиотиков.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7525) от 18.10.2023 под заголовком «Угроза цивилизации».
Комментарии