Школа искусств и культурного наследия откроет лабораторию палеогеномики

Не успели высохнуть чернила на четырехстороннем соглашении о сотрудничестве между Эрмитажем, Европейским университетом в Петербурге и двумя российскими компаниями, которые занимаются исследованиями генома человека, а уже есть первые результаты совместной работы.

Школа искусств и культурного наследия откроет лабораторию палеогеномики | ФОТО krugloff/shutterstock.com

ФОТО krugloff/shutterstock.com

Эрмитаж и Европейский университет более двадцати лет сотрудничают в сфере науки и образования, в прошлом году была совместно учреждена Международная школа искусств и культурного наследия. Одна из ее программ предполагает запуск лаборатории палеогеномики, цель проекта — создание отечественного центра по изучению биотехнологическими методами памятников археологии. Как простой пример — установка родства между погребенными в одном кургане. Как сложный — выявление социальной структуры древних обществ, династических связей, происхождения культур.

По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, соглашение направлено на исследование археологических материалов. В перспективе «необходимо научиться самим, а потом научить других, как использовать новейшие технологии в гуманитарных целях». Вадим Волков, ректор Европейского университета, отметил, что Эрмитаж становится той точкой, где сходятся наука, технологии и преподавание. Готовить генетиков в университете, конечно, не станут, но будущие историки искусства, искусствоведы, кураторы смогут получить представление о методах палеогеномики, чтобы использовать эти знания в своей научной и практической работе.

Что касается первых результатов работы лаборатории, то они были получены в последние полгода по итогам пилотного исследования. О нем рассказала Светлана Панкова, старший научный сотрудник отдела Восточной Европы и Сибири Эрмитажа. Генетики получили образцы из погребения II – IV веков н. э., найденного в 1969 году в Оглахтинском могильнике в Хакасии. Там находились мумии мужчины, женщины и подростка, а также две «куклы». Два тела кремировали, а потом из кожи животных сделали манекены этих людей, куда сложили прах. Почему это делалось и зачем, до сих пор непонятно.

Геномные исследования показали, что мужчина и женщина — близкие родственники по материнской линии. Возможно, брат и сестра. Мужчина имеет геном, сходный с индоевропейцами, жившими в степях Евразии в XIII – XII веках до н. э. Геномы подростка и кремированных не удалось определить, в то же время геномный анализ показал: «куклы» созданы из кожи и меха волка и крупного рогатого скота, аналогичны использованным для завертывания мумий.

По словам Панковой, в ближайших планах работы лаборатории — продолжение палеогенетических исследований Оглахтинского могильника, а также работа с образцами из раннескифских элитных курганов Долины царей в Республике Тыва, которые относятся к I тысячелетию до н. э. Ученые попытаются найти ответ на вопрос, откуда началась скифская культура.


#Эрмитаж #сотрудничество #изучение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7190) от 16.06.2022 под заголовком «Генетика на службе археологов».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?