Гость редакции — Максим Дунаевский

Гость редакции — Максим Дунаевский | Фото Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

Фото Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

По звездному пути

В театре «Мюзик-холл» представили премьеру музыкального спектакля для всей семьи «Мэри Поппинс с нами!» на музыку Максима Дунаевского. На сцене петербургского театра воссоздан кусочек старой доброй Англии. Но во всем этом что-то слышится родное. Композитор Максим Дунаевский уверен, что мюзикл - это и есть наше родное, но с корнем из российской почвы вырванное. О том, почему сейчас в этом жанре расцветают лишь заморские цветы, Максим Исаакович рассказал нашей газете.


- Вы согласны, что в нашей стране возрождается музыкальный театр? Ставятся мюзиклы, оперетты, даже водевиль вернулся на сцену.

- Жанр музыкального театра всегда был в России востребован. Вспомните, сколько ставилось музыкальных спектаклей в советскую эпоху! В 1974 году в Театре им. Вахтангова состоялся мой композиторский дебют. Я, тогда молодой композитор и дирижер, написал «Театральную фантазию» в соавторстве со знаменитым драматургом Леонидом Зориным. А сколько замечательных музыкальных спектаклей ставили в Театре Советской армии! Чего стоит один «Учитель танцев» Александра Крейна по пьесе Лопе де Вега. Когда говорят, что мюзикл - новый жанр, это неверно. Мюзикл - это наша музыкальная комедия. Наша музыкальная драма. Модное слово «мюзикл», пришедшее к нам из Америки и Англии, означает всего лишь «музыкальный спектакль».

Другое дело, что тот мюзикл бродвейского образца, который мы сейчас практикуем, трудно приживается в России. Он очень дорогой в постановке и эксплуатации, и его окупить может только бродвейская модель ежевечернего проката. В Нью-Йорке и Лондоне это сделать легче, там есть большой туристический поток. У нас мюзикл по-прежнему процветает в репертуарном театре, он не стал отдельным жанром, он не может быть таким дорогим и технологичным, как на Бродвее или в Лондоне. Зато он столь же музыкальный - у нас уже воспитано целое поколение поющих актеров, которых не было лет тридцать - сорок назад. У нас есть режиссеры и хореографы, которые понимают, как это делать.

- В России сейчас появились компании, которые работают как раз по бродвейской модели, мы называем такие постановки «проектами». И в Москве, и в Петербурге можно перечислить немало кассовых мюзиклов, которые показывают блоками, по два раза в день в течение месяца.

- И все равно в России успех сопутствует репертуарному театру. Самый успешный мюзикл «Бал вампиров» идет в репертуарном Театре музыкальной комедии, в Москве международные компании показывают свои постановки в Московском театре оперетты. Да, это сделано дорого, с участием спонсоров. Но чтобы привлечь зрителей, все равно нужна магия репертуарного театра. К тому же окупают себя по-прежнему только лицензионные постановки. А что касается наших, внутри сделанных мюзиклов, успех не так очевиден.

- На вашем счету немало хитов. Есть ли у нас сейчас композиторы, способные мыслить столь же яркими мелодиями?

- Но ведь и в мире мало композиторов, которые сделали стопроцентные хиты. Их можно по пальцам пересчитать. В «Вестсайдской истории» всего двенадцать музыкальных номеров, и все хиты! Написанные, между прочим, симфоническим композитором Леонардом Бернстайном.

К сожалению, мы никак не интегрируем свои достижения в мировое сообщество. А ведь нам есть что показать! Мы опоздали. Ведь наша «Мэри Поппинс, до свидания» была в русле тенденций, которые были тогда в кино. Она не уступала голливудским фильмам. Я показывал фильм в Америке, и американцы возмущались, почему у них нельзя его посмотреть. Это говорили актеры и режиссеры, серьезнейшие люди, а не просто знакомые и товарищи. Все смотрели с удовольствием! Они недоумевали: где эта картина, где она идет? Я не говорю о том, что Григорий Александров и Исаак Дунаевский намного превзошли голливудский уровень. Это было настоящее кино.

- К сожалению, теперь у нас музыкальные фильмы совсем не снимают.

- Жанр музыкального фильма в России погиб, и не думаю, что в ближайшее время возродится. Несмотря на все крики и восторги по поводу нового российского кино. То, что сейчас снимают, это просчитанные умом картины, которые тут же уступают голливудской драме или комедии. Сначала надо поправить общее дело, а потом уже в жанрах копаться. То, что у нас снимают под видом комедий, нельзя назвать комедией. Стало что-то получаться в спортивной драме, но это отдельный жанр - спортивная драма! Мы забыли, что это отдельный жанр, который существует в мировом кинематографе. А где общечеловеческие истории, где настоящая романтика? Ее нет! Поэтому нет музыкальных картин, откуда им взяться, если некому их делать?

В Голливуде по крайней мере раз в год появляются настоящие музыкальные картины. Они могут нравиться или не нравиться, но эти фильмы блистательно сделаны. Тот же прошлогодний киномюзикл «Ла Ла Лэнд», который многие обругали, - это изысканная картина!

- Согласитесь, в музыкальном театре все не так печально. Появляются новые жанры - синтез драмы, музыки и хореографии, сочетание разных стилей, классики, рок-н-ролла, эстрады.

- Вы правы, в музыкальном театре сейчас есть что посмотреть. В Петербурге в театре «Буфф» идут два моих спектакля: «Дневник авантюриста» и «Эзоп». Первый - это водевиль по пьесе Александра Николаевича Островского, а второй - музыкальная драма, и там есть я, есть мое представление о музыкальной драме. Я не знаю, мог бы такой спектакль идти на Бродвее, но нет пока у нас таких сил, которые могли бы «пропиарить» подобный спектакль на Бродвее.

- А вам понравилась постановка театра «Мюзик-холл»?

- Да. Молодые красивые актеры, живой оркестр, искренняя реакция детей и взрослых, которые подпевают знакомым мелодиям, - все это залог, я надеюсь, долгой творческой судьбы спектакля. И это несмотря на то что образ главной героини нельзя назвать каким-то ноу-хау, ничего изобретать тут не пришлось. Образ Мэри Поппинс создан в литературном произведении и авторами советского фильма. Речь идет об элегантной даме, которая призвана осуществить на земле некую благородную миссию. Мне очень приятно, что яркий музыкальный спектакль «Мэри Поппинс с нами» с моей любимой музыкой поставлен именно на сцене ленинградского-петербургского Мюзик-холла, которым когда-то руководил мой отец Исаак Дунаевский.

- Как вы считаете, в современных песнях отражается эпоха?

- Конечно, в песнях отражается эпоха. В Америке это особенно заметно, и в других странах, где остро чувствуется свой дух, патриотизм, там песни всегда отражают эпоху. Жаль, что сегодня в нашей стране нет социального заказа на песню. Песня существует для танцев и прочих целей. Я с грустью смотрю церемонию вручения премии «Грэмми» и немножко им завидую. Потому что там песня продолжает отражать эпоху - в разных жанрах, а не только в популярной музыке. В России такая песня перестала существовать как явление культуры. Есть попса, иногда появляются талантливые вещи, но отдельными блестками, не более того.

- Кто из молодых исполнителей вам интересен?

- Молодые приходят в мою звукозаписывающую студию и в Московскую областную филармонию, которой я руковожу. Но удивительно, как быстро они исчезают... Почему? Наверное, не хватает образования, настоящего рвения, желания чему-то учиться. В итоге остается очень ограниченное количество молодых талантливых музыкантов, с которыми можно что-то сделать. И они не обязательно популярны, но они и в поп-музыке стараются делать подлинное искусство, а это не всегда рассчитано на массовую аудиторию. Если раньше было достаточно моих связей, чтобы куда-то протащить молодые таланты, чтобы они засветились в эфире, то сейчас, увы, нет... Вот Михаила Боярского сегодня никто бы не знал, при всех его данных, таланте, актерской харизме. Потому что он никогда в жизни со своим характером и принципиальным отношением к делу, театру, искусству не стал бы заниматься дешевкой. Слава богу, в то время, когда он стал звездой, были силы и связи, чтобы он встал на ноги и пошел дальше по звездному пути.

- Как руководитель Московской областной филармонии вы наверняка чувствуете большую ответственность перед зрителями и музыкантами. Какую задачу вы перед собой поставили?

- Я разочаровался в отечественной поп-музыке и двинул все свое умение, образование и мастерство, опыт и профессионализм на продвижение классической музыки в массы. Ни много ни мало. У нас принято рассуждать на кухнях о недостатках и низких вкусах людей, которые якобы на концерты классической музыки не ходят, в оперу не ходят и тому подобное. Правда, сейчас стали ходить и в классические залы, и в оперу, и это не без наших усилий происходит. Когда мне предложили возглавить Московскую областную филармонию, я подумал: хватит на кухнях о народных вкусах сетовать, сделай что-нибудь своими руками, подними вкусы публики. Я этим и занимаюсь, и есть результат, а это вселяет надежду. Я всегда был уверен, что это полная чушь, когда говорят, что опустились вкусы народа. Ничего подобного. Народ всегда подсознательно тянется к подлинному, талантливому искусству. Он чувствует талантливое и идет за ним.

Подготовила Полина ВИНОГРАДОВА

#Максим Дунаевский #народный артист #композитор

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Гость редакции — Николай Вадимович АЛЕКСАНДРОВ
14 Июля 2017

Гость редакции — Николай Вадимович АЛЕКСАНДРОВ

Генеральный директор ОАО «Метрострой»

Гость редакции — Анатолий Владимирович Каган
30 Июня 2017

Гость редакции — Анатолий Владимирович Каган

Заслуженный врач РФ, главный врач детской городской больницы № 1

Гость редакции - Андрей Львович ПУНИН
23 Июня 2017

Гость редакции - Андрей Львович ПУНИН

Доктор искусствоведения

Алексей Витальевич КАВОКИН
21 Апреля 2017

Алексей Витальевич КАВОКИН

Физик

Петр СВИДЛЕР
29 Декабря 2016

Петр СВИДЛЕР

Международный гроссмейстер