Чэнь Чжиган

Чэнь Чжиган | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Зачем «Аленке» Поднебесная

На Петербургском международном экономическом форуме много говорят о новых проектах, которые могут реализовать в Петербурге и Ленинградской области корпорации глобального масштаба. В последнее время наибольшее внимание приковано к бизнесу из Поднебесной, а КНР признана едва ли не главным экономическим партнером России. Наш сегодняшний гость наблюдает за развитием бизнес-контактов китайских и петербургских предпринимателей уже много лет. За это время председатель Китайского общества Санкт-Петербурга и одновременно глава петербургского филиала Союза китайских предпринимателей в России увидел, как на пустыре вдоль Петергофского шоссе вырос микрорайон «Балтийская жемчужина», а в «Ленэкспо» открылась постоянная китайская бизнес-резиденция. Впрочем, Чэнь Чжиган не идеализирует успехи китайско-петербургского партнерства и готов перечислить основные «узкие места», мешающие его развитию.


- Господин Чэнь, говорят, что в павильонах выставочного комплекса «Ленэкспо» теперь располагается китайская резиденция. Это действительно так?

- После того как был построен «Экспофорум», в «Ленэкспо» освободились большие пространства, в которые очень гармонично вписался Китайский деловой центр, появившийся весной 2015 года. А 1 мая прошлого года открыл свои двери Российско-китайский бизнес-парк. Функции этих двух структур взаимосвязаны, и вместе они представляют собой «китайский дом» на территории Петербурга.

Самое любопытное, что в Китае о существовании петербургского Китайского центра знают 10% китайцев - это очень много. А вот петербуржцы в силу своей природной сдержанности пока к этому явлению только присматриваются. В настоящий момент мы занимаем три павильона. В одном из них расположены наши офисы и самое крупное в Европе заведение с китайской кухней - ресторан со сценической площадкой для проведения фестивалей и праздников.

На других площадках расположились торгово-выставочные пространства российских и китайских товаров. В один из павильонов гармонично вписался китайский караоке-клуб на девять залов, который с удовольствием посещают и местные, и приезжие китайцы. В основном поют китайские популярные хиты и русские песни типа «Подмосковные вечера».

- А чем конкретно занимаются Китайский деловой центр и Российско-китайский бизнес-парк и зачем они нужны Петербургу?

- Миссия Китайского делового центра - возобновление экономических взаимоотношений между Россией и Китаем. Изначально он задумывался для выстраивания деловых связей. Но сразу стало понятно, что никакого бизнеса без культурного взаимопонимания не получится. Не зря говорится, что китайцы без общения кошелек не раскроют. И в этом заключается китайская мудрость - чтобы инвестиции были выгодные, их надо вкладывать в то, что знаешь и любишь. Сейчас взаимоотношения России и Китая начинают выстраиваться практически с чистого листа, которым, собственно, и стал Российско-китайский бизнес-парк: только за прошлый год мы приняли более 150 делегаций из Китая.

В этом году при поддержке Генерального консульства КНР в Санкт-Петербурге мы откроем «Павильон культур городов», в котором на отдельных стендах будут презентованы крупные города и регионы Китая с их культурой, достопримечательностями, кухней и брендами.

- С чем связан такой пробел в сотрудничестве России и Китая?

- Прежде всего с лимитом двухстороннего доверия друг к другу. Эта история тянется еще с 1990-х годов. Китайцы пытались инвестировать в Россию. Но, сталкиваясь с характерной для российской экономики того времени непредсказуемостью, сводили такое сотрудничество до минимума. Последние два десятилетия Китай развивался очень быстрыми темпами и был сконцентрирован на себе. В результате мы пришли к следующей ситуации: китайские предприниматели плохо знают современную Россию, а российские - совсем не знают Китай. При этом и те и другие чувствуют и понимают, что оба рынка очень интересные и перспективные.

- А есть ли в Китае проекты, аналогичные Китайскому деловому центру и Российско-китайскому бизнес-парку, ориентированные на Россию?

- В ближайшей перспективе неподалеку от Пекина появится проект, зеркально отражающий петербургский Китайско-российский центр. Там будут широко представлены российские товары, русская кухня и культура. К примеру, уже были переговоры с руководством туристической русской деревни Мандроги по поводу создания аналогичного интерактивного центра на территории Китая. Идет кастинг ресторанных предложений с русской и советской кухней, которые также будут реализованы на китайской территории.

На данный момент проект такого центра находится на стадии старта - под него уже выделена земля и согласованы все необходимые документы. А поскольку в Китае такие проекты реализуются достаточно быстро, то совсем скоро россияне смогут его посетить и в качестве партнеров по бизнесу, и в роли обычных туристов.

- За прошлый год торговый оборот между Петербургом и Китаем превысил 5 млрд долларов. Изменилась ли на фоне такой активности структура экспорта и импорта между этими регионами?

- Из всех зарубежных партнеров, взаимодействующих с Петербургом, Китай занимает первое место. И если раньше из России в Китай экспортировалось исключительно сырье, то сегодня во многом благодаря санкциям ситуация кардинально поменялась. Началось интенсивное развитие экспорта готовой продукции и технологий. Сейчас очень удачное время стать экспортером российских товаров на китайский рынок.

- Какая российская продукция наиболее востребована в Китае?

- Самый нужный экспортный товар для Китая - российское продовольствие. Многие продукты из России в Поднебесной считаются экологически чистыми и называются не иначе как «зеленые продукты». Китайцам нравятся российские кондитерские изделия, особенно конфеты и шоколад. Неожиданно жители Поднебесной распробовали русское мороженое - его экспорт за последний год увеличился в разы. Хорошо идет российское подсолнечное и соевое масло, мука, детское питание, субпродукты. Не меньшей популярностью пользуются изделия народных промыслов.

- А что сейчас происходит с импортом из Китая?

- Здесь тоже все меняется. На смену чистой торговле приходит увеличение инвестиций под конкретные объекты. Актуальна так называемая целенаправленная торговля через объект - например, обеспечение какого-то большого строительного объекта материалами, техникой.

Китай может удивить многим. В первую очередь это робототехника. Уже сегодня в Китае во многих ресторанах можно вместо живого официанта увидеть робота, способного не только приносить заказ, но и общаться с гостем и даже шутить. Китай создает современную тяжелую автоматизированную технику, уникальные технологии для возведения высотных зданий. Но на данном этапе все-таки делается ставка на развитие импорта товаров китайской легкой промышленности.

- Но в Петербурге, как и во всей России, сложилось негативное общественное мнение по поводу того, что китайские товары из этой отрасли некачественные...

- К сожалению, это проблема существует, и этому есть объяснение. Дело в том, что Китай большой, его экономика очень многослойная - соответственно, продукция, которая там выпускается, очень разная. Есть высококачественные товары, созданные на фабриках, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием, где отшивается продукция многих известных дорогих европейских брендов. Есть кооперативные товары среднего уровня качества. А есть продукция, созданная по технологии «на коленке» на подпольных предприятиях, которая все это время и отправлялась в Россию.

Исправить последствия, которые нанес репутации китайской продукции этот поток некачественных «тюковых» товаров, очень сложно. Ведь, по сути, настоящей китайской одежды, достойной прилавков России, здесь никогда и не было. Я очень хочу, чтобы петербуржцы увидели, что такое настоящая китайская одежда и китайская мода. Но, чтобы выправить ситуацию, нужны годы.

Безусловно, качественная одежда будет дороже. Но при этом она все равно останется конкурентоспособной и востребованной. Чтобы это доказать, уже в июле на территории «Ленэкспо» мы совместно с Корпорацией одежды Китая, которая является одной из самых больших государственных компаний в стране, откроем павильон текстиля. Своеобразный Центр китайской моды разместится на площади 2,5 тыс. кв. м.

- А насколько в нынешних условиях эффективны совместные российско-китайские производства?

- Судите сами. Китай представляет очень большой рынок (22% мирового населения), который в последние годы имеет хорошую покупательскую способность. Схема сотрудничества проста. Если какой-то товар, произведенный в Петербурге или другом регионе России, понравится китайским потребителям, то спрос на него будет более чем огромным.

Яркий пример - шоколад «Аленка». А это значит, что потребуется вынужденное увеличение производственных мощностей. Именно на этом этапе и готовы помогать китайские инвесторы, вкладывая в расширение и модернизацию производств на территории России свои средства. Данная схема идеально подходит для компаний малого и среднего бизнеса, так как намного выгоднее запутанных и высоких кредитных историй, характерных для России.

- С какими трудностями сегодня сталкиваются стороны разных стран в процессе создания и ведения бизнеса?

- И с той и с другой стороны не хватает специалистов, которые бы понимали друг друга и на ментальном уровне, и на языковом. Ну и, конечно, нельзя не сказать о несовершенных законодательных механизмах ведения бизнеса и в той и в другой стране. Простым представителям малого и среднего бизнеса ни в России, ни в Китае просто так не пробиться - дает о себе знать бюрократическая система, которая есть в обеих странах. Радует, что сейчас российские и китайские чиновники начали общаться, ведь подобные диалоги смогут решить многие проблемы.

- Считаете ли вы удачным один из крупных китайских инвестиционных проектов в северной столице - строительство жилого района «Балтийская жемчужина»?

- Несмотря на то что проект реализуется не так, как задумывался изначально, я считаю его успешным. И если бы не форс-мажорные обстоятельства, связанные с санкциями и кризисом, то все было бы еще лучше.

- А какие еще значимые китайские инвестиционные проекты в Петербурге вы можете назвать?

- Если раньше у нас была «Балтийская жемчужина», то теперь появился еще и «жемчуг». Речь идет об открытии в марте в Петербурге клирингового центра Торгово-промышленного банка Китая (ICBC), в котором можно провести операции не только в рублевом и долларовом эквиваленте, но и в юаневом. Это уже второй такой банковский проект в нашем городе. Но если первый обслуживал только государственные структуры и предприятия, то новая банковская структура предназначена для обслуживания в том числе физических лиц.

- Куда еще китайские предприниматели вкладывают инвестиции?

- В основном это сфера услуг и общепита. Много китайских инвестиций в местном ресторанном бизнесе. С удовольствием отмечу, что в последнее время уровень китайских ресторанов в Петербурге заметно повысился. А выжить в кризис им помог туристический поток из Китая.

Китайцы любят свою кухню. Русские блюда для них экзотика, поэтому, приезжая в Петербург, они питаются исключительно в своих ресторанах. Тем более что китайская кухня в России более приближена к оригиналу, нежели в европейских и западных странах.

При этом россияне еще не знакомы с очень многими китайскими гастрономическими предложениями. Например, с закусками из куриных лапок. Может удивить россиян и многообразие китайских соусов, которое петербуржцы только начали открывать. Впрочем, этот список неизведанных китайских блюд можно продолжать бесконечно: креветочные чипсы, китайские пельмени с разными наполнителями, китайское пиво...

- Что вы можете сказать о различных «китайских» медицинских центрах и SPA-салонах, которые стали появляться в Петербурге в последнее время?

- Ниша китайской медицины в Петербурге пока также развита недостаточно. И в большинстве случаев в этом сегменте ситуация такая же, как с китайскими товарами. Безусловно, есть качественные центры с хорошими специалистами, но зачастую это подделки. Чтобы урегулировать ситуацию, мы планируем открытие самого большого в северной столице оздоровительного центра китайской медицины, куда будут приглашены лучшие специалисты из Китая. Его функционал не будет ограничен только оздоровительными услугами - большое внимание будет уделено образовательному направлению. Это один из наиболее крупных проектов, который также будет реализован в этом году в «Ленэкспо».

- На базе Российско-китайского бизнес-парка нашлось место и для кинематографа?

- На данный момент уже проведены все необходимые работы по созданию совместной российско-китайской анимационной студии. Уже есть и первый пилотный мультфильм, созданный тандемом петербургских и китайских кинематографистов, который в ближайшее время выйдет в прокат в Китае. Но эта тема заслуживает отдельного разговора.

- Наверняка петербуржцы будут с интересом открывать для себя петербургский Китай. А насколько китайцы, проживающие в Петербурге, комфортно себя в этом городе чувствуют?

- Сейчас в Петербурге на постоянной основе проживают свыше 10 тысяч китайцев, большинство из которых студенческая молодежь - около 6 тысяч. За время кризиса в трудоемкой сфере китайцы свою нишу не удержали. Сегодня им очень сложно найти достойную работу. Хотя до кризиса китайская рабочая сила в северной столице была настолько востребована, что действовали специальные рекрутинговые компании.

В целом в Петербурге китайцы чувствуют себя достаточно комфортно. Они покупают квартиры, рожают детей, изучают русский язык и культуру. Такие «петербургские китайцы» занимают нишу простых предпринимателей в сфере малого бизнеса. Так же, как и их русские коллеги, они подстраиваются под реалии местной экономики. А вот в Москве китайцы почему-то не приживаются.

Подготовила Алла ЧЕРЕДНИЧЕНКО

#Председатель #Китайское общество #Чэнь Чжиган

Комментарии