Должно ли вознаграждение председателю и членам советов домов приравниваться к заработной плате?

Должно ли вознаграждение председателю и членам советов домов приравниваться к заработной плате? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Цель нашего письма — найти единомышленников и, если получится, способствовать изменению налогового законодательства. 

Мы уверены, что вознаграждение председателю и членам советов домов за их деятельность не должно приравниваться к заработной плате и не должно облагаться соответствующим налогом и страховыми взносами.

Скажем сразу, что наш состав совета никогда никакого возмещения и не получал (не знаю, как предыдущий). В течение почти трех лет мы трудимся безвозмездно, осуществляя контакт с управляющей компанией, контролируя правильность снятия показаний общих приборов учета, ведя счет работам, которые управляющая компания провела (и не провела) в доме, и помогая ей общаться с нашими должниками.

С прошлого года мы задумались о том, что неплохо бы получать хоть что‑то, хотя бы 8 – 10 тысяч рублей. А то ведь до сих пор мы только свои деньги тратили, когда, скажем, надо распечатать объявление или письмо. И только мы убедили собственников в том, что любой труд должен быть оплачен, только начали консультации с юристами управляющей компании, как вступила в действие новая статья в Налоговом кодексе РФ, где очень ясно прописано, что вознаграждение — это зарплата в рамках трудовых отношений.

А значит, отчислять с нее взносы в Социальный фонд — на пенсию и на обеспечение больничных — обязательно… В совокупности это составит примерно 30 % от суммы. То есть от 10 тысяч остается 6 с небольшим хвостиком. Уговаривать собственников платить больше не позволяет совесть.

Думаем, это неправильный подход. Ведь у каждой из членов совета есть либо собственная работа, либо пенсия, либо и то, и другое. Налоги, пенсионные взносы мы уже платим. А больничный, если что, будем брать уж точно не в качестве членов совета дома…

Есть еще одна тонкость, на которую открыли глаза юристы. Неработающий пенсионер, оформляя выплату вознаграждения, становится работающим. Со всеми вытекающими из этого последствиями. А ведь именно пенсионеры, у которых есть свободное время и силы, как правило, работают в советах домов.

Получается, что налоговая политика не способствует укреплению такого важного института, как совет дома. А ведь этот орган, по законодательству, должен быть сформирован во всех домах, где не создано ТСЖ или ЖСК. И нужен он для участия граждан в управлении своим жильем, для обеспечения наилучшего контакта с управляющей компанией.

Татьяна ЯКОВЛЕВА, Ново-Александровская улица


ОТ РЕДАКЦИИ. 

Ценное письмо. Хотя бы тем, что напоминает о старой и незаслуженно забытой теме выбора способа управления жилым домом, участия собственников в решениях, касающихся их общего жилья, диалога с управляющей компанией.

В одной из частных управляющих компаний (такие в городе еще сохранились) удалось выяснить, что сама по себе выплата вознаграждения совету дома не противоречит законодательству. Но сколько же условий нужно выполнить!

Для начала возможность взимать дополнительные деньги целевым образом должна быть прописана в договоре управления, который каждый собственник заключает с коммунальной конторой. Ведь такой строки нет в ежемесячных платежах за содержание общего имущества.

Размер вознаграждения и, возможно, условия его получения должно установить общее собрание собственников. На основе протокола собрания и договора с собственниками управляющая компания и может внести в квитанцию квартплаты соответствующую строку. И «за зарплатой» члены совета дома будут ходить именно в управляющую компанию, бухгалтерия которой — да — обязана перечислять и налоги, и обязательные сборы с фонда оплаты труда. Иных форм выплаты пока не предусмотрено.

Можно, конечно, собирать деньги и частным порядком: методом «шапка по кругу» или «перечисли по номеру телефона». Но к такой самодеятельности собственники вряд ли готовы.

Признаться, советы домов в Петербурге не очень‑то и прижились: полномочия неясные, печати нет, банковского счета (а стало быть, и денег) нет. И ни у кого нет обязанности выполнять решения совета дома: ни у управляющей компании, ни у собственников. Работа сложная, неблагодарная. Не работа, а общественная нагрузка.

Правда, поначалу появилось энное количество ушлых граждан, которые умудрялись заработать и при скромном статусе председателя совета дома: один принялся направо-налево «распределять» парковочные места во дворе; другой подписывал липовые акты приемки работ; третий собрался без особых проблем расширить свою жилплощадь за счет куска общего коридора… Но энтузиазм такого характера быстро иссяк.

Ныне в большинстве еще существующих советов работают пожилые гражданки, которые и без того извечно проявляли жилищно-коммунальную активность: разводили цветы на подоконниках лестничных площадок, при необходимости ругались с курильщиками. У них всегда можно было разжиться личным телефоном сантехника, узнать расписание приема главного инженера жилкомсервиса… Так что многие из них и без процедуры выборов автоматически стали кем‑то вроде председателей или членов советов.

…Как видно, все в жизни советов неофициально, не задокументировано и не унифицировано. По сути, каждый из них сам создает себе правила, перечень полномочий, алгоритм выборов… Дозволено все, что можно сделать в рамках общественной работы. Но деньги?!

Их движение может происходить только по единым для всех правилам. Именно об этом и напомнил гражданам Минфин. Можно также предположить, что требование взимать налоги с любых видов выплат (в том числе и с так называемого вознаграждения) это сигнал от государства гражданам: хотите всерьез управлять домом — управляйте, создавая ТСЖ; не хотите — забудьте о денежных бонусах.


#дом #председатель #вознаграждение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (7607) от 20.02.2024 под заголовком «Заработать на совете ».


Комментарии