«Золотая» поездка. Почему необходим кодекс этики для таксистов

В последнее время в Петербурге на разных уровнях – от чиновников Смольного до рядовых горожан – обсуждается то, что, в общем-то, и без того объяснимо, – неэтичность таксистов, взвинчивающих цены в форс-мажорных ситуациях...

«Золотая» поездка. Почему необходим кодекс этики для таксистов | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Поводом стали полчаса страха в подземке, случившихся утром 11 марта, когда из-за задымления на ремонтируемой «Маяковской» было остановлено движение поездов. Причиной задымления стала нарушенная изоляция кабельной муфты. Чтобы пожар не развернулся в полную силу, с рельса сняли напряжение и остановили движение сначала на участке от «Василеостровской» до «Площади Александра Невского-1» по одному пути (остановка длилась 35 минут), затем на 13 минут была приостановлена работа всей зеленой линии. «Беговая», «Приморская», «Василеостровская», «Площадь Александра Невского-1» были закрыты на вход, тем не менее на станциях всей ветки образовались большие толпы. После открытия пострадавшей линии в вестибюле станции «Невский проспект» также наблюдалось столпотворение – кто-то в плотном потоке даже терял свои вещи...

Поскольку на устранение последствий инцидента метрополитену потребовалось менее 20 минут, комитет по транспорту решил не выводить на дороги резервные дублирующие автобусы.

Форс-мажором немедленно воспользовались многие таксисты, резко подняв цены на свои услуги. У некоторых агрегаторов, по сообщениям горожан, такса выросла вдвое и втрое. На возмущение пассажиров таксисты пожимали плечами: «Не я же цену устанавливаю – это все программа...»

В профильном комитете Смольного назвали повышение цен на такси в период нештатных ситуаций на общественном транспорте необоснованным. Агрегаторы такси получили письмо за подписью председателя комитета по транспорту Кирилла Полякова: «Данная ценовая политика лишает многих пассажиров доступных поездок. Прошу незамедлительно принять исчерпывающие меры для недопущения подобных ситуаций».

Месяцем ранее с похожим заявлением выступил и московский департамент транспорта, возмущенный тем, что столичные таксисты также вдвое-втрое взвинтили цены на проезд в дни рекордных снегопадов и десятибалльных пробок.

В «Яндекс Go» на запросы власти и горожан ответили, что самостоятельно на ценообразование они не влияют. Цены выросли автоматически из-за того, что на маршруты вышли меньше водителей, а дороги оказались забиты, из-за чего время в пути увеличилось кратно.

Ранее – а именно в конце прошлого года – аналитики рынка уже отмечали заметный рост цен на перевозки таксомоторами: по данным на конец декабря, стоимость проезда в такси в крупных российских городах увеличилась на 50 – 70% по сравнению с маем-июнем 2019-го. По оценкам экспертов, сервис «Яндекс.Такси» поднял цены в Петербурге, Москве, Уфе, Воронеже, Самаре и Ярославле в среднем на 56%, его конкурент «Ситимобил» – и вовсе на 68%.

«Стоимость такси не константа, это всегда величина переменная, – говорит петербурженка Елена. – И не всегда понятно, от чего ее повышение/понижение зависит. Я со Старорусской улицы от родственников домой на Российский проспект и за 160, и за 400 рублей уезжала. С Невского (скажем, от «Гостиного двора») до моего дома добраться – никаких денег не хватит. А зайти в какой-нибудь закоулок, цена уже будет иной. Все знают, насколько дешевле на вокзале или в аэропорту заказать машину по Интернету, чем взять там навязчиво предлагаемое авто: в два-три раза цена будет отличаться. У таксистов нет понятия «тариф», зато есть понятие «спрос». Вот это худо. Рассчитать бюджет заранее нельзя».

«Я еще понимаю, когда ценник «гуляет» в соответствии с поздним временем: мне уехать от подруги из центра домой за «Академку» до 23.00 стоит до 400 рублей, после – уже до 500, – делится своим опытом студентка Инна. – Но иной раз ценник «гуляет» не адекватно обстоятельствам. Например, ровно в десять вечера 31 декабря от меня на «Елизаровскую» можно было добраться на такси за 360 – 370 рублей, а всего через полчаса туда же – за 620... Думаю, логика что у Uber, что у «Яндекса» одна: когда запросов много, а машины заняты, то ценник поднимается автоматом в зависимости от количества запросов. Кому сильно надо – согласится и на супервысокую цену услуги, кому она не по карману – откажется».

«Цены реально взметнулись, но не столько в конце года (тогда они просто подросли), сколько именно в момент остановки метро, – рассказала попавшая в пробку 11 марта другая постоянная клиентка агрегаторов Марина. – И вот что интересно: раньше наш город как-то отличался от Москвы в экстренных ситуациях, когда случалась беда и возникал транспортный коллапс. Помните – 3 апреля 2017 года после теракта в метро петербуржцы бесплатно на своих машинах стали отвозить домой тех, кто застрял в центре, этих волонтеров-перевозчиков на заправках бесплатно бензином и пирожками обеспечивали, в то время как в аналогичной ситуации в Москве таксисты неизменно заламывали цены раз в десять... Нынче, когда задымила «Маяковская», ведь тоже некоторое время было непонятно, что случилось и чем это закончится, а питерские таксисты уже сориентировались, как заработать... Получается, и наши стали такими же бессовестными бомбилами, как в столице?»

22 марта отмечался Международный день таксиста. Комтранс инициировал к этой дате опрос на сервисе «Городской диалог». Петербуржцев просили оценить качество услуг, предоставляемых такси, и обозначить свою позицию по поводу стандартов этичного поведения таксистов.

«Очень важно усовершенствовать подход к качеству оказания услуг в данной сфере, – подчеркивает председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков. – И формирование кодекса этики для легковых такси – первый шаг в этом направлении. Стандарты качества транспортного обслуживания населения будут разработаны с учетом мнения как перевозчиков, так и пассажиров – жителей нашего города».

«Такой кодекс очень нужен – он поможет регулировать взаимоотношения между таксистами и пассажирами», – ответили 62% участников опроса, а 96% готовы соблюдать требования кодекса этики в случае его принятия. Отвечая на вопросы, горожане выразили свое отношение к опрятности салонов петербургских такси, вежливости водителей. Они назвали важнейшими качествами водителей знание Правил дорожного движения и аккуратность езды...

Вот только о принципах ценообразования на поездки в экстремально трудные для города моменты в этом опросе ничего не говорилось.

#такси #услуги #транспорт #цены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (6893) от 31.03.2021 под заголовком «Есть ли совесть у программы?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.