«Золотая» поездка. Почему необходим кодекс этики для таксистов

В последнее время в Петербурге на разных уровнях – от чиновников Смольного до рядовых горожан – обсуждается то, что, в общем-то, и без того объяснимо, – неэтичность таксистов, взвинчивающих цены в форс-мажорных ситуациях...

«Золотая» поездка. Почему необходим кодекс этики для таксистов | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Поводом стали полчаса страха в подземке, случившихся утром 11 марта, когда из-за задымления на ремонтируемой «Маяковской» было остановлено движение поездов. Причиной задымления стала нарушенная изоляция кабельной муфты. Чтобы пожар не развернулся в полную силу, с рельса сняли напряжение и остановили движение сначала на участке от «Василеостровской» до «Площади Александра Невского-1» по одному пути (остановка длилась 35 минут), затем на 13 минут была приостановлена работа всей зеленой линии. «Беговая», «Приморская», «Василеостровская», «Площадь Александра Невского-1» были закрыты на вход, тем не менее на станциях всей ветки образовались большие толпы. После открытия пострадавшей линии в вестибюле станции «Невский проспект» также наблюдалось столпотворение – кто-то в плотном потоке даже терял свои вещи...

Поскольку на устранение последствий инцидента метрополитену потребовалось менее 20 минут, комитет по транспорту решил не выводить на дороги резервные дублирующие автобусы.

Форс-мажором немедленно воспользовались многие таксисты, резко подняв цены на свои услуги. У некоторых агрегаторов, по сообщениям горожан, такса выросла вдвое и втрое. На возмущение пассажиров таксисты пожимали плечами: «Не я же цену устанавливаю – это все программа...»

В профильном комитете Смольного назвали повышение цен на такси в период нештатных ситуаций на общественном транспорте необоснованным. Агрегаторы такси получили письмо за подписью председателя комитета по транспорту Кирилла Полякова: «Данная ценовая политика лишает многих пассажиров доступных поездок. Прошу незамедлительно принять исчерпывающие меры для недопущения подобных ситуаций».

Месяцем ранее с похожим заявлением выступил и московский департамент транспорта, возмущенный тем, что столичные таксисты также вдвое-втрое взвинтили цены на проезд в дни рекордных снегопадов и десятибалльных пробок.

В «Яндекс Go» на запросы власти и горожан ответили, что самостоятельно на ценообразование они не влияют. Цены выросли автоматически из-за того, что на маршруты вышли меньше водителей, а дороги оказались забиты, из-за чего время в пути увеличилось кратно.

Ранее – а именно в конце прошлого года – аналитики рынка уже отмечали заметный рост цен на перевозки таксомоторами: по данным на конец декабря, стоимость проезда в такси в крупных российских городах увеличилась на 50 – 70% по сравнению с маем-июнем 2019-го. По оценкам экспертов, сервис «Яндекс.Такси» поднял цены в Петербурге, Москве, Уфе, Воронеже, Самаре и Ярославле в среднем на 56%, его конкурент «Ситимобил» – и вовсе на 68%.

«Стоимость такси не константа, это всегда величина переменная, – говорит петербурженка Елена. – И не всегда понятно, от чего ее повышение/понижение зависит. Я со Старорусской улицы от родственников домой на Российский проспект и за 160, и за 400 рублей уезжала. С Невского (скажем, от «Гостиного двора») до моего дома добраться – никаких денег не хватит. А зайти в какой-нибудь закоулок, цена уже будет иной. Все знают, насколько дешевле на вокзале или в аэропорту заказать машину по Интернету, чем взять там навязчиво предлагаемое авто: в два-три раза цена будет отличаться. У таксистов нет понятия «тариф», зато есть понятие «спрос». Вот это худо. Рассчитать бюджет заранее нельзя».

«Я еще понимаю, когда ценник «гуляет» в соответствии с поздним временем: мне уехать от подруги из центра домой за «Академку» до 23.00 стоит до 400 рублей, после – уже до 500, – делится своим опытом студентка Инна. – Но иной раз ценник «гуляет» не адекватно обстоятельствам. Например, ровно в десять вечера 31 декабря от меня на «Елизаровскую» можно было добраться на такси за 360 – 370 рублей, а всего через полчаса туда же – за 620... Думаю, логика что у Uber, что у «Яндекса» одна: когда запросов много, а машины заняты, то ценник поднимается автоматом в зависимости от количества запросов. Кому сильно надо – согласится и на супервысокую цену услуги, кому она не по карману – откажется».

«Цены реально взметнулись, но не столько в конце года (тогда они просто подросли), сколько именно в момент остановки метро, – рассказала попавшая в пробку 11 марта другая постоянная клиентка агрегаторов Марина. – И вот что интересно: раньше наш город как-то отличался от Москвы в экстренных ситуациях, когда случалась беда и возникал транспортный коллапс. Помните – 3 апреля 2017 года после теракта в метро петербуржцы бесплатно на своих машинах стали отвозить домой тех, кто застрял в центре, этих волонтеров-перевозчиков на заправках бесплатно бензином и пирожками обеспечивали, в то время как в аналогичной ситуации в Москве таксисты неизменно заламывали цены раз в десять... Нынче, когда задымила «Маяковская», ведь тоже некоторое время было непонятно, что случилось и чем это закончится, а питерские таксисты уже сориентировались, как заработать... Получается, и наши стали такими же бессовестными бомбилами, как в столице?»

22 марта отмечался Международный день таксиста. Комтранс инициировал к этой дате опрос на сервисе «Городской диалог». Петербуржцев просили оценить качество услуг, предоставляемых такси, и обозначить свою позицию по поводу стандартов этичного поведения таксистов.

«Очень важно усовершенствовать подход к качеству оказания услуг в данной сфере, – подчеркивает председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков. – И формирование кодекса этики для легковых такси – первый шаг в этом направлении. Стандарты качества транспортного обслуживания населения будут разработаны с учетом мнения как перевозчиков, так и пассажиров – жителей нашего города».

«Такой кодекс очень нужен – он поможет регулировать взаимоотношения между таксистами и пассажирами», – ответили 62% участников опроса, а 96% готовы соблюдать требования кодекса этики в случае его принятия. Отвечая на вопросы, горожане выразили свое отношение к опрятности салонов петербургских такси, вежливости водителей. Они назвали важнейшими качествами водителей знание Правил дорожного движения и аккуратность езды...

Вот только о принципах ценообразования на поездки в экстремально трудные для города моменты в этом опросе ничего не говорилось.

#такси #услуги #транспорт #цены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (6893) от 31.03.2021 под заголовком «Есть ли совесть у программы?».


Комментарии