Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Банк России предупреждает о новом виде покушений на средства на карточных счетах. Мошенники звонят с «подменных номеров» банков. Если раньше охотники за чужими деньгами звонили с подозрительных мобильных номеров, то теперь отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества | Иллюстрация dencg/shutterstock.com

Иллюстрация dencg/shutterstock.com

«Мошенники стали использовать специальные приложения для подмены своего номера телефона и маскировки под номера кредитных организаций. С их помощью на экране телефона номер входящего звонка определяется как официальный номер банка. Звонящий представляется сотрудником банка и сообщает о срочной «блокировке» карты либо о «несанкционированном» списании денежных средств. После этого он выманивает персональные данные и реквизиты карты (счета) либо убеждает человека самостоятельно перевести денежные средства по нужным ему реквизитам», - рассказывает начальник управления платежных систем и расчетов Северо-Западного главного управления Банка России Ирина Поздеева.

При этом «квалификация» преступников растет. Они создают в трубке полноценную иллюзию банковского колл-центра - включают фоном гул голосов, переводят абонента с одного оператора на другого, в разговоре используют профессиональные термины.

Обращаясь к собеседнику, они могут называть его имя, фамилию, отчество, даже паспортные данные, реквизиты карты и другую конфиденциальную информацию. Эти сведения мошенники получают заранее, например, с помощью фишинга (это когда их выманивают). Не исключено и хищение личных данных.

Чаще всего злоумышленники звонят в неудобное время, например, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. Они торопят человека, убеждают, что, если немедленно не назвать все данные, деньги с карты будут похищены.

По информации Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере департамента информационной безопасности Банка России (ФинЦЕРТ Банка России), число случаев, когда мошенники получают персональные данные с помощью методов социальной инженерии, растет: доля совершенных таким образом несанкционированных операций увеличилась с 92% в 2017 году до 97% в 2018 году.

В Петербурге в 2018 году зафиксировано 6705 случаев несанкционированных операций с банковскими картами на общую сумму 61,4 млн руб. Для защиты своих денежных средств важно запомнить несколько простых правил.

«При поступлении звонка с неизвестных номеров с информацией о блокировке карты, несанкционированном переводе денежных средств либо по иной причине, связанной с операциями по карте/счету, следует прервать разговор, чтобы перезвонить по номеру телефона, указанному на карте», - советует Ирина Поздеева.

Ни в коем случае не перезванивайте в ответ на полученный звонок, даже если высветился официальный номер банка, вы можете снова попасть к мошенникам. Набирайте номер банка только вручную. Используйте для связи с банком исключительно контактные данные, указанные на платежной карте, либо чат в официальном мобильном приложении банка. А чтобы всегда знать, что происходит с вашими счетами, подключите мобильный банк и SMS-уведомления. Тогда, даже если мошенники будут утверждать, что по вашим счетам проводятся какие-то подозрительные операции, вы сможете быстро убедиться, что все в порядке и угрозы нет.

«Не сообщайте никому следующие реквизиты платежной карты: ПИН-код, трехзначные CVV и CVC-коды (указанные на оборотной стороне карты), срок действия платежной карты, коды из SMS, а также информацию, необходимую для доступа в мобильный и интернет-банк, - добавляет Ирина Поздеева. - Важно знать, что коды и пароли генерируются и проверяются программным обеспечением банков автоматически без участия человека. Служащие банка не имеют права запрашивать коды и пароли клиента».

Если вам звонили злоумышленники, сообщите об этом звонке в ваш банк и в Банк России - через интернет-приемную или по телефону «горячей линии» 8-800-300-3000.

Ведущий аналитик консалтинговой компании ООО «Эксперт Плюс» Мария Сальникова объяснила опасность для клиентов банка: «Любая хакерская атака, кража персональных данных у банков, может производиться при помощи внутренних ресурсов. То есть кто-то изнутри банка помогает в выдаче информации. Потому никогда, даже дозвонившись на поддержку вашего банка, не сообщайте личных данных, которые в банке выдают с пометкой «Никому не сообщать».

Если состоялась кража персональных данных и мошенники производят оплату вашей банковской картой, то они могут попросить невинные данные в виде номера из SMS, которое только что к вам пришло. Знайте - именно в этот момент с вашей карты будут списаны деньги, так как, сообщив информацию из SMS, вы подтвердите перевод. Учтите, мошенники являются сильными психологами и могут правильно выстроить диалог, при котором эта информация не покажется вам столь значительной.

Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев добавил: «Возможность совершать звонки через виртуальную АТС была всегда, однако лишь недавно данный способ жульничества получил широкое распространение. Пожалуй, самый главный совет - это не поддаваться на уговоры и взять время на размышление.

Если банк решил заблокировать какую-то подозрительную операцию, то он это сделает без звонков клиенту. Проявляйте осторожность: по расчетам ЦБ, в 2018 году объем несанкционированных операций увеличился почти на 44% (1,4 млрд рублей) по сравнению с 2017 годом, а средний объем списанной суммы вырос почти на 10% - до 3,3 тысячи рублей. Таким образом, если вам звонит настоящий сотрудник банка, он должен отнестись с пониманием к вашему желанию прервать разговор и перезвонить в банк самостоятельно».

#мошенничество #обман #деньги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (6470) от 01.07.2019 под заголовком «Жулики с подменных номеров».


Комментарии