Здесь кораблям дают вторую жизнь. Как работает Кронштадтский морской завод

Десять лет назад Кронштадтский морской завод (КМЗ), где дают вторую жизнь кораблям, сам появился на свет заново. Одно из старейших в России судоремонтных предприятий в переломном для него 2010 году после затяжного кризиса вышло из финансовой комы. С той поры завод обновил 700 военных и гражданских судов, включая легендарную «Аврору», а в 2020-м планирует выполнить ремонт и сервисное обслуживание более 130 кораблей и судов.

Здесь кораблям дают вторую жизнь. Как работает Кронштадтский морской завод | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сейчас даже ветераны предприятия, пожалуй, не скажут, с какого момента объемы производства там стали сворачиваться: к финансовой пропасти оно катилось многие годы. Бюджетных ассигнований на обновление Военно-морского флота долгое время, не только в 1990-е годы, не хватало, и заказов от Минобороны, которому завод подчинялся, становилось все меньше.

Кредиторская задолженность у КМЗ росла, его работники месяцами не получали зарплату. Несколько лет на заводе шли процедуры банкротства. Но даже когда в 2008 году производство полностью остановилось и 2 тысячи человек (в советское время численность достигала там 8 тысяч) остались без работы, у многих теплилась надежда: вдруг что-то изменится...

Предприятие с более чем полуторавековой историей начала спасать уже появившаяся тогда Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Сразу включить его в свой периметр, перескочив через ступени, она не могла, это случилось позже. Но в 2009-м подписала с комитетом кредиторов мировое соглашение, а годом позже завод удалось реанимировать.

Сидеть на двух стульях, согласуя свои шаги с военным ведомством и ОСК, было все же лучше, чем оставаться не у дел. Но Анатолию Белоеву, который приказом главкома ВМФ России и по представлению корпорации был назначен гендиректором КМЗ, приходилось начинать во многом с чистого листа: снова набирать персонал, заново формировать портфель заказов.

То и другое, вспоминает он, было непросто. Многие из судоремонтников сменили профессию, а те, кто готов был вернуться, не верили, что КМЗ сможет возродиться. В то же время обновленный коллектив года три работал как соисполнитель у калининградского «Янтаря», входящего в ОСК, ремонтировал корабли Ленинградской военно-морской базы Балтфлота. Получать заказы напрямую от Минобороны завод, без пяти минут банкрот, в ту пору просто не мог.

Такие предприятия, по закону, могли рассчитывать на субсидию, но кронштадтцы получили эти средства из федеральной казны, направив их на погашение кредиторской задолженности, только через два года. А пока шло акционирование завода, собравшегося войти в состав ОСК, корпорация выдала ему заем в размере 70 млн рублей (банки от предприятия отворачивались). Этих денег хватило, чтобы в полной мере обеспечить заводские корпуса теплом и водой...

«Начинали с малого, годовая выручка составляла 40 миллионов рублей, а сегодня она превышает 2,5 миллиарда, - рассказал корреспонденту «СПб ведомостей» Анатолий Белоев. - Но завод ежегодно наращивал объем производства на 30 - 40%, поддерживая репутацию надежного исполнителя».

Неудивительно, что ему-то и было поручено выполнить доковый ремонт ледокола «Красин». А когда «помолодевший» плавучий музей ушел на место стоянки, к достроечной набережной завода в 2014 году поставили «Аврору» (хотя на заказ претендовала «Северная верфь»).

Такие музейные вехи впечатляют всех... кроме военных моряков. Для них важнее то, что завод за последние годы заметно «освежил» две подводные лодки, сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» и океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский», входящие в состав Балтфлота. Да и корабли других флотов кронштадтцы по-крупному восстанавливали: например, гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич», вернувшееся после капремонта на родные севера совсем недавно.

Доля гражданского судоремонта, если говорить о серьезных заказах, у КМЗ пока скромная, 3 - 4% (несколько ледоколов Росморпорта, парусники «Седов» и «Крузенштерн», морской паром «Балтийск» и др.). Но завод намерен увеличить ее вдвое. Для этого потребуется перекроить всю схему работ (на предприятии сегодня трудятся 800 человек), а главное - сделать так, чтобы в его сухих доках, существующих со времен Николая I, хватало бы места не только для военных плавсредств (вроде большого десантного корабля «Александр Шабалин», только что вставшего на большой ремонт).

Так, строительство двухпролетного эллинга, который накроет два дока, Александровский (ныне имени Ф. В. Митрофанова) и Константиновский («Памяти трех эсминцев»), позволит работать там в любую погоду. Правда, общая «крыша» появится, видимо, при содействии ОСК и государства - сам потянуть этот проект завод вряд ли сможет. Но до сих пор развитие мощностей, поддержание производственных корпусов, ремонт доков и замену оборудования он выполнял лишь за счет собственных средств, только за последние два года направив на эти цели почти 600 млн рублей.

А в апреле, продолжая работать во время борьбы с коронавирусом, завод ввел в строй, подновив, старейший в России и простаивающий около четверти века Николаевский (теперь имени М. А. Сургина) сухой док. Да еще обеспечил его заказами, поставив туда на ремонт три военных катера. Любопытно, что батопорты, затворы и прочие механизмы этих «дедушек» отечественного судоремонта исправно служат здесь и поныне. Даром что самому молодому доку, Алексеевскому, перевалило на КМЗ за сотню лет.

Мало того, некоторые виды работ - к примеру, восстановление газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов - КМЗ выполняет один во всем Северо-Западном федеральном округе. Следующий шаг в этом направлении - малотоннажное судостроение, ремонт не только военных, но и мирных дизельных двигателей и компрессоров.

А еще завод скоро будет закрывать потребности рыбопромыслового флота в оборудовании по переработке улова, чего никто в России прежде не делал. То есть готов напомнить о себе и в XXI веке, планируя подтянуть выручку к 2024 году более чем на треть, до 4 млрд рублей.

#завод #судостроение #Кронштадт #корабли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (6678) от 14.05.2020 под заголовком «Кронштадтский на плаву!».


Комментарии