Завод в Петербурге начнет выпускать узкоколейные трамваи

Калининград и другие российские города с нестандартной трамвайной колеей, ширина которой меньше обычной, смогут обновить свой обветшавший подвижной состав. Невский завод электрического транспорта (входит в компанию «Транспортные системы») скоро начнет выпускать узкоколейные трамваи, производство которых за рубежом свернулось больше десяти лет назад, а в России еще раньше - в первой половине прошлого столетия. Причем отдельные элементы кузова такого низкопольного вагона для уменьшения его веса и пожаробезопасности будут выполнены из алюминиевых сплавов.

Завод в Петербурге начнет выпускать узкоколейные трамваи | Фото: Pixabay / quinntheislander

Фото: Pixabay / quinntheislander

В Петербурге электрические трамваи курсировали зимой по узкой колее, проложенной на льду Невы, но это был короткий период в начале XX века. Потом узкоколейный городской транспорт исчез не только в Северной столице, его не стало также в Астрахани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Самаре и других крупных городах. Причем кое-где (скажем, в Выборге, Старой Руссе и Пскове), когда перестали ходить такие трамваи, более просторные так и не появились: рельсового пассажирского транспорта там не стало вообще.

Так что к настоящему времени трамваи, использующие пути метровой ширины и снующие по тесным улочкам, на территории России остались лишь в трех городах: Калининграде, Пятигорске и Евпатории. Свой срок они, понятно, давно отслужили, но продолжают ходить по городским маршрутам после очередного ремонта, поскольку заменить этих ветеранов пока нечем.

Одно российское предприятие, специализирующееся на проектировании и строительстве трамвайных вагонов, «Уралтрансмаш», в конце прошлого года, правда, представило свой вариант узкоколейного вагона. Его модель 71-411 даже прошла тестовые испытания в Евпатории. Однако транспортники продолжают раздумывать, брать ее или нет, поскольку проект был реализован по устаревшей технологии: низкопольной, к примеру, там является только центральная часть четырехосного одиночного вагона, а не весь его корпус.

В свою очередь конструкторы «Транспортных систем», разрабатывая модель 71-921 «Корсар», постарались учесть современные требования к подвижному составу (комфорт, безопасность, технические новшества и др.), а также рекомендации Международного союза общественного транспорта.

По словам Андрея Юхненко, коммерческого директора компании, ширина «корсаровского» кузова (2,3 - 2,4 метра) будет немного, на 10 - 20 сантиметров, меньше стандартной, чтобы лучше вписываться в повороты и кривые малого радиуса на пути, проходя такие участки, не снижая скорости и не отрываясь от контактной сети. А кроме того, это позволит снизить боковую качку вагона, неизбежную на узкой колее, и легко расходиться на поворотах встречным вагонам, уверен разработчик.

Спроектировать такую конструкцию стало возможно благодаря особой трамвайной тележке, которую создали и запатентовали инженеры этой компании (впервые она была представлена на международной выставке «Электротранс-2019», состоявшейся год назад в Москве). Но и кроме тележки отдельные узлы и детали трамвая (его концепт-дизайн разработала нижегородская инжиниринговая компания «Фабрика композитов»), по их мнению, представляют интерес.

Интерьер двух- или трехсекционного четырехосного вагона почти целиком будет выполнен из алюминиевых сплавов, не боящихся огня. А специальная конструкция кабины, поглощающая удар, защитит при столкновении с другим транспортом как водителя, так и пассажиров.

Ну и, конечно, в салоне будет то, без чего современный пассажирский транспорт уже невозможно представить: система кондиционирования воздуха, мультимедийные комплексы, розетки для подзарядки гаджетов, Wi-Fi-роутер и прочее.

Конструкторская документация модели 71-921 подготовлена, продолжает Юхненко, а выпускать новый трамвай компания собирается на двух своих площадках — в Твери и Петербурге. Работники первого, тверского, предприятия станут готовить тележки и кузова, устанавливать окна, они же будут отвечать за базовую подготовку интерьера. После этого «полусырой» трамвай отправится в Северную столицу, где будет выполнена оставшаяся часть работ, включая испытания готового вагона и отладку систем.

Опытный образец узкоколейного «Корсара» компания намеревалась презентовать на международной промышленной выставке «ИННОПРОМ-2020», которая должна была состояться 7 - 10 июля в Екатеринбурге. Но из-за пандемии сроки пришлось сдвинуть, хотя и ненамного: премьерный показ модели состоится в третьем квартале этого года, обещает разработчик.

Потом намечается запустить серийный выпуск трамвая в объемах, необходимых заказчикам: калининградцам или, скажем, крымчанам. А насытив российский рынок, производитель собирается отправить своего «Корсара» и на экспорт.

#трамвай #завод #общественный транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (6705) от 23.06.2020 под заголовком «В старый Кенигсберг узкоколейкой».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.