Завершена реставрация фасадов Дирекции императорских театров и Министерства народного просвещения

Здания расположены на площади Островского. Тем самым полностью закончены работы по всему ансамблю улицы Зодчего Росси, которые с 2020 года велись по фасадной программе КГИОП. Исторический облик обрел лучший в России комплекс эпохи высокого классицизма.

Завершена реставрация фасадов Дирекции императорских театров и Министерства народного просвещения | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В течение теплого сезона уходящего года были выполнены разнообразные работы. Они начались с расчистки поверхности фасадов от старой краски, отбивки так называемой бухтящей, то есть отслаивающейся, штукатурки, удаления цементных заполнений, которые остались от предыдущих реставраций. Затем была произведена вычинка кирпичной кладки и инъектирование трещин известковым раствором. После проведения штукатурных работ специалисты занимались оконными заполнениями и карнизами. В историческом материале — из чугуна — восстановлены сильно поврежденные и утраченные балясины балюстрад, которые располагаются на уровне второго этажа обоих зданий.

На том корпусе, который занимало Министерство народного просвещения (правом, если стоять на площади Островского лицом к улице Зодчего Росси), мастера занимались входной группой. Была полностью разобрана гранитная лестница, устроено новое бетонное основание, после чего ступени были возвращены на свои места. В условиях мастерской отреставрированы деревянные двери, работы по дверным коробкам выполнялись на месте. Также приведена в порядок известняковая облицовка цоколя здания.

Если быть совсем точным, то работы на знаменитом ансамбле улицы Зодчего Росси начались не три года назад, а еще в 2018‑м с обследований и создания проекта реставрации. В 2019 году мастера занимались кровлями и фасадами со стороны площади Ломоносова, улицы Ломоносова и арочного проезда. В 2020‑м была проведена реставрация крыши здания Министерства народного просвещения. В 2021 году велись работы на фасадах зданий, выходящих на площадь Ломоносова и улицу Зодчего Росси. Были устранены трещины и следы многочисленных протечек, сколы на известковых цоколях, отреставрирован штукатурный слой в местах обнажения кирпичной кладки. Общая сумма средств, выделенных из городского бюджета на реставрацию ансамбля улицы Зодчего Росси, составила 316 млн рублей.

Теперь — немного истории. Карл Росси почти два десятилетия занимался ансамблем, который по праву прочно связан с его именем. Сохранились чертежи двадцати пяти вариантов градостроительного решения. Первые относятся к 1816 году, последние — к началу 1830‑х годов, когда строительство велось полным ходом. Замысел архитектора состоял в том, чтобы связать в единое целое здания, расположенные между Невским проспектом и набережной Фонтанки, — Аничков дворец, Публичную библиотеку, здания Дирекции императорских театров и Министерства народного просвещения. Общая длина оси, на которой они выстроены, составляет километр. Для Петербурга начала XIX века — масштаб космический. В центр ансамбля Росси помещает здание Александринского театра, которое своими выверенными пропорциями держит всю композицию. По тем временам смелой была сама идея сделать доминантой театр, а не храм или царский дворец. Во все книги о петербургской архитектуре — от учебников для студентов профильных вузов до массовых популярных изданий — вошла информация о гениально найденных Росси пропорциях Театральной улицы (ныне — ул. Зодчего Росси). Ширина этой улицы равна высоте ее зданий и составляет 22 метра, длина — 220 метров, то есть ровно в десять раз больше. Это дает замечательную перспективу, если смотреть с любой из двух площадей, которые она соединяет. Гармоничность архитектуры особенно хорошо видна со стороны площади Ломоносова.

Сейчас в здании Дирекции императорских театров располагаются Музей театрального и музыкального искусства, Театральная библиотека и Академия балета имени Агриппины Вагановой. В здании Министерства народного просвещения находятся КГА, жилищный комитет, а также другие государственные и частные организации.

Любопытно, что после революции 1917 года здание Министерства народного просвещения некоторое время сохраняло свою функцию: там находился Наркомпрос, руководимый Анатолием Луначарским. В приемном зале проводились собрания «Вольной философской ассоциации» («Вольфилы»), в которых участвовали Андрей Белый, Всеволод Мейерхольд, Кузьма Петров-Водкин, Константин Федин и другие известные деятели отечественной культуры.

Но вернемся в наши дни. В 2024 году по программе КГИОП начнутся работы по реставрации лицевых и дворовых фасадов объекта культурного наследия «Собственный дом архитектора Николая Басина», расположенного в ансамбле Росси, на углу площади Островского и переулка Крылова. Дом построен позже, в 1878 году, по проекту владельца академика архитектуры Николая Басина при участии зодчего Николая Никонова. Здание входит в список 255 жилых домов-памятников с особо ценными фасадами, которые будут отреставрированы в ближайшие годы. Дом Басина выбран на будущий год по поручению губернатора Александ­ра ­Беглова в связи с обращениями жителей, которые указали городским властям на утраты штукатурки и лепного декора здания — яркого образца русского стиля в петербургской архитектуре.


#здания #реставрация #зодчий

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (7575) от 28.12.2023 под заголовком «Фасады как при Росси».


Комментарии