Юбиляр зовет в гости. Петербургскому трамваю 115 лет

Накануне в честь этого события прозвучал полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости, в учебно-курсовом комбинате «Горэлектротранса» прошел День открытых дверей, а Международная ассоциация предприятий ГЭТ провела конференцию «Через историю в будущее». Но апогеем юбилейных торжеств станет, конечно же, завтрашний общегородской праздник на Кронверкском проспекте около театра «Балтийский дом».

Юбиляр зовет в гости. Петербургскому трамваю 115 лет | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Как войти в историю

Начиная с полудня и до вечера петербуржцы смогут осматривать снаружи и изнутри современные и раритетные трамваи, участвовать в викторинах и конкурсах. Гостей также ждет концерт с участием Василия Герелло и Ивана Ожогина.

Трамвай среди всего общественного транспорта занимает особое место, ведь это вещь очень историческая, — считает директор «Горэлектротранса» Денис Минкин. — Он видел знаковые события — революцию, Гражданскую войну, он был единственным транспортом, который ездил практически всю блокаду и который город спас. Больше трети истории Петербурга по нему ездил трамвай…

Эту историю и постараются показать горожанам завтра на Кронверкском проспекте: 26 вагонов из разных времен, самых разных «специализаций».

«Дебютантом» на выставке раритетов станет МС-2, выпущенный в 1931 году, по прозвищу Хозяин. Этот ветеран много лет буксировал вагоны по территории Петербургского трамвайно-механического завода в определенные моменты их сборки и только в 2015‑м «переехал» в Василе­островский трамвайный парк, чтобы после реставрации занять почетное место в коллекции музея ГЭТ. Его восстанавливали шесть лет. В отличие от исторических прототипов этот МС-2 не красный, он выкрашен в «служебный» цвет морской волны — как и другие машины, работавшие на ПТМЗ.

Практически все экспонаты раритетной коллекции «Горэлектротранса» будут представлены завтра на празднике: конка, вагоны МС 1920‑х годов, легендарный ЛМ-33, ЛМ-57 «Стиляга», а также редкие на парадах грузовой моторный вагон ГМу и трамвай-кран производства завода «Красный Путиловец». Помимо раритетов покажут и день сегодняшний: современные поливомоечный вагон, вагон-лабораторию контактной сети, учебный, «Витязь-Ленинград», «Витязь-М», «Богатырь-М» и «ТрамРус»…

Машина времени

Трамвай — это своеобразная машина времени, которая везет нас из настоящего в будущее, — говорит Денис Минкин.

Настоящее же таково: в юбилейном для ГЭТ году в городе работают 38 трамвайных маршрутов протяженностью 445 км, а также 46 троллейбусных (557 км). Общая протяженность контактной сети — более 2 тыс. км. В настоящее время в ГЭТ трудятся 11 тыс. человек — это одно из крупнейших транспортных предприятий в мире.

В нынешнем же году был дан старт программе развития городского электротранспорта «Сохраняя историю, движемся в будущее». Она предполагает даже не шаг, а настоящий прыжок в будущее: полное комплексное обновление и подвижного состава, и инфраструктуры в кратчайшие для такого дела сроки — до конца 2028 года. К этому времени Петербург получит 596 трамваев (в том числе 76 суперсовременных, но оформленных в стиле ретро, для центра города) и 587 троллейбусов (в том числе 207 — с увеличенным автономным ходом). «Стоимость» этого прыжка — порядка 123 млрд рублей. С начала текущего года подписаны контракты на поставку 286 троллейбусов и 192 трамваев. Новая техника уже начала поступать в парки ГЭТ.

Теперь в мире признают: электротранспорт — это единственный транспорт будущего. Города растут, количество наземных и подземных путей увеличивается, а со всем этим растут и проблемы — топливные, экологические, экономические. Трамвай перевозит много людей, может двигаться быстро, безопасно, тихо, и он экологичен.

Трамвай прошлого был устроен просто, стоил недорого, оставаясь надежным и очень долговечным. И в самом деле — нужны ли ему сложные системы, ведь нам на нем только доехать?.. Но именно потому, что трамвай живет гораздо дольше, чем, например, автобус, он должен быть самым передовым, считают в ГЭТ. Ведь мы сейчас покупаем трамвай, который будет ездить через 30 лет, а то и дольше.

Это машина максимально прогрессивная с точки зрения научно-технологического прогресса на общественном транспорте, — полагает глава ГЭТ. — Над созданием нового трамвая в кооперации работают от 120 до 200 научно-производственных организаций — согласитесь, существенные силы.

Автопилот встает на рельсы

Продукт этой кооперации — трамваи, оснащенные системой активной помощи водителю и контроля его состояния, — уже можно встретить на улицах нашего города. Например, «Богатырь-М», который в июле нынешнего года был продемонстрирован на полигоне ПТО «Шаврова» губернатору Петербурга Александру Беглову.

Когда показывали возможности нового трамвая, водитель перевела джойстик в положение «максимальный газ» — и все, дальше трамвай все делал сам, — рассказал Денис Минкин. — Распознавал знаки, реагировал на ограничение скорости, проходил стрелки… На прямом участке разогнался, и в это время на пути вышел человек. Трамвай просигнализировал водителю (но она не реагировала, как ей было велено), тогда он остановился сам и поехал только после того, как человек ушел. Затем водитель притворилась, что заснула. Он начал включать ей «будильник», а когда понял, что она не реагирует, сам остановился…

Эти системы с элементами искусственного интеллекта требуют особенного подхода. И речь не только о том, что требуется особая подготовка всем людям, которые с ними работают.

Пришли к нам новые трамваи, — продолжает Минкин. — Я спрашиваю у своих, когда выпускаем, на какие маршруты? А мне отвечают: «Мы эти еще не выпускаем, мы их не обучили». Не людей, не водителей — трамваи не ­обучили! Это уже реалии нашего дня. Трамвай настолько «умен», что, прежде чем выпускать его на линию, ему нужно все «показать» и «рассказать». Он должен «запомнить» остановки, «ознакомиться» со всеми нюансами пути.

Система активной безопасности — это элемент автопилотирования.

Возможно, у кого‑то по этой теме больше на слуху Илон Маск, но я вас уверяю, что по части систем автоматического управления мы далеко впереди планеты всей, — говорит директор ГЭТ. — Технически системы автопилотирования созданы и эксплуатируются давным-давно. Ракета с помощью автопилота долетает строго до точки, хотя условия ее движения гораздо сложнее. Наша страна в этом плане лидер — она эти системы делать умеет.

Роботу закон не писан. Пока

В рамках программы развития городского электротранспорта модернизируют не только подвижной состав, сети и трамвайные пути, но и троллейбусные и трамвайные парки.

В программе реконструкции всех трамвайных парков предусмотрена опция авторасстановки трамваев, — рассказывает Денис Минкин. — То есть каждый трамвай будет размещаться по возвращении в парк без участия водителя — оптимальным образом, чтобы завтра вагон мог максимально быстро выехать. Это полноценный элемент автопилотирования. Технически системы автоматического управления транспортом готовы. Не готовы лишь мы организационно — нет юридических решений, позволяющих робота выпускать также на улицы.

Системы активной безопасности и автопилотирования разрабатывает российская компания Cognitive Pilot. В систему включены камеры — «глаза», сенсоры и так называемые нейропроцессоры (мозги). Абсолютно все отечественного производства. Такому проекту 15 лет. В него на текущий момент уже вложено 45 млн долларов.

Мы фактически моделируем работу человеческого мозга, и это моделирование достаточно близко к реальности, — рассказывает генеральный директор компа­нии-разработчика Ольга Ускова. — В нее включено практически все, что присуще и необходимо водителю, — вплоть до искусственной интуиции. При постановке подобных задач над их решением работают команды нейрофизиологов международного уровня, а также психологи, филологи, философы, которые разрабатывают системы принятия решений и моделирования поведения в экстремальных ситуациях. И, конечно, группы нейронных программистов и инженеров…

По словам Усковой, в мире сейчас существует шесть уровней автономных систем (от нуля до полной автономности).

На текущий момент в петербургских трамваях реализован третий уровень автономности с переходом на четвертый. Переход на пятый уровень — это уже вопрос городской и федеральный, связанный с Правилами дорожного движения, организацией работы транспортных систем, нормативной базой. Он уже не связан с техническим оборудованием — все решения есть. Технически система полностью готова для того, чтобы стать роботом, — заявляет Ольга Ускова.

На пороге четвертой НТР?

По ее словам, две сотни «умных» трамваев сделают Петербург столицей и мировым лидером по наземным роботизированным системам, а также по уровню безопасности в городе. Ведь устанавливаемые на них системы снизят зависимость транспорта от человеческого фактора и, соответственно, уровень аварийности в городе на 64 %.

Программ по роботизации наземного транспорта подобного масштаба пока нет ни в одном городе мира (разве что в Шанхае, но там планы не столь амбициозные), считает Ускова:

Своей программой обновления наземного электротранспорта город делает заявку на то, чтобы стать лидером научно-технической революции. Помните, с чего начиналась первая НТР в США? С конки. Так вот четвертую научно-техническую революцию сегодня фактически открывает трамвай в Петербурге.

Пока же революция не свершилась, горожан просто приглашают на праздник петербургского трамвая на Кронверкский проспект, где можно будет повидаться и с «трамвайной бабушкой» — конкой. Приходите. Юбиляр зовет вас в гости…


#трамвай #транспорт #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7266) от 30.09.2022 под заголовком «Юбиляр зовет в гости».


Комментарии