Юбиляр зовет в гости. Петербургскому трамваю 115 лет

Накануне в честь этого события прозвучал полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости, в учебно-курсовом комбинате «Горэлектротранса» прошел День открытых дверей, а Международная ассоциация предприятий ГЭТ провела конференцию «Через историю в будущее». Но апогеем юбилейных торжеств станет, конечно же, завтрашний общегородской праздник на Кронверкском проспекте около театра «Балтийский дом».

Юбиляр зовет в гости. Петербургскому трамваю 115 лет | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Как войти в историю

Начиная с полудня и до вечера петербуржцы смогут осматривать снаружи и изнутри современные и раритетные трамваи, участвовать в викторинах и конкурсах. Гостей также ждет концерт с участием Василия Герелло и Ивана Ожогина.

Трамвай среди всего общественного транспорта занимает особое место, ведь это вещь очень историческая, — считает директор «Горэлектротранса» Денис Минкин. — Он видел знаковые события — революцию, Гражданскую войну, он был единственным транспортом, который ездил практически всю блокаду и который город спас. Больше трети истории Петербурга по нему ездил трамвай…

Эту историю и постараются показать горожанам завтра на Кронверкском проспекте: 26 вагонов из разных времен, самых разных «специализаций».

«Дебютантом» на выставке раритетов станет МС-2, выпущенный в 1931 году, по прозвищу Хозяин. Этот ветеран много лет буксировал вагоны по территории Петербургского трамвайно-механического завода в определенные моменты их сборки и только в 2015‑м «переехал» в Василе­островский трамвайный парк, чтобы после реставрации занять почетное место в коллекции музея ГЭТ. Его восстанавливали шесть лет. В отличие от исторических прототипов этот МС-2 не красный, он выкрашен в «служебный» цвет морской волны — как и другие машины, работавшие на ПТМЗ.

Практически все экспонаты раритетной коллекции «Горэлектротранса» будут представлены завтра на празднике: конка, вагоны МС 1920‑х годов, легендарный ЛМ-33, ЛМ-57 «Стиляга», а также редкие на парадах грузовой моторный вагон ГМу и трамвай-кран производства завода «Красный Путиловец». Помимо раритетов покажут и день сегодняшний: современные поливомоечный вагон, вагон-лабораторию контактной сети, учебный, «Витязь-Ленинград», «Витязь-М», «Богатырь-М» и «ТрамРус»…

Машина времени

Трамвай — это своеобразная машина времени, которая везет нас из настоящего в будущее, — говорит Денис Минкин.

Настоящее же таково: в юбилейном для ГЭТ году в городе работают 38 трамвайных маршрутов протяженностью 445 км, а также 46 троллейбусных (557 км). Общая протяженность контактной сети — более 2 тыс. км. В настоящее время в ГЭТ трудятся 11 тыс. человек — это одно из крупнейших транспортных предприятий в мире.

В нынешнем же году был дан старт программе развития городского электротранспорта «Сохраняя историю, движемся в будущее». Она предполагает даже не шаг, а настоящий прыжок в будущее: полное комплексное обновление и подвижного состава, и инфраструктуры в кратчайшие для такого дела сроки — до конца 2028 года. К этому времени Петербург получит 596 трамваев (в том числе 76 суперсовременных, но оформленных в стиле ретро, для центра города) и 587 троллейбусов (в том числе 207 — с увеличенным автономным ходом). «Стоимость» этого прыжка — порядка 123 млрд рублей. С начала текущего года подписаны контракты на поставку 286 троллейбусов и 192 трамваев. Новая техника уже начала поступать в парки ГЭТ.

Теперь в мире признают: электротранспорт — это единственный транспорт будущего. Города растут, количество наземных и подземных путей увеличивается, а со всем этим растут и проблемы — топливные, экологические, экономические. Трамвай перевозит много людей, может двигаться быстро, безопасно, тихо, и он экологичен.

Трамвай прошлого был устроен просто, стоил недорого, оставаясь надежным и очень долговечным. И в самом деле — нужны ли ему сложные системы, ведь нам на нем только доехать?.. Но именно потому, что трамвай живет гораздо дольше, чем, например, автобус, он должен быть самым передовым, считают в ГЭТ. Ведь мы сейчас покупаем трамвай, который будет ездить через 30 лет, а то и дольше.

Это машина максимально прогрессивная с точки зрения научно-технологического прогресса на общественном транспорте, — полагает глава ГЭТ. — Над созданием нового трамвая в кооперации работают от 120 до 200 научно-производственных организаций — согласитесь, существенные силы.

Автопилот встает на рельсы

Продукт этой кооперации — трамваи, оснащенные системой активной помощи водителю и контроля его состояния, — уже можно встретить на улицах нашего города. Например, «Богатырь-М», который в июле нынешнего года был продемонстрирован на полигоне ПТО «Шаврова» губернатору Петербурга Александру Беглову.

Когда показывали возможности нового трамвая, водитель перевела джойстик в положение «максимальный газ» — и все, дальше трамвай все делал сам, — рассказал Денис Минкин. — Распознавал знаки, реагировал на ограничение скорости, проходил стрелки… На прямом участке разогнался, и в это время на пути вышел человек. Трамвай просигнализировал водителю (но она не реагировала, как ей было велено), тогда он остановился сам и поехал только после того, как человек ушел. Затем водитель притворилась, что заснула. Он начал включать ей «будильник», а когда понял, что она не реагирует, сам остановился…

Эти системы с элементами искусственного интеллекта требуют особенного подхода. И речь не только о том, что требуется особая подготовка всем людям, которые с ними работают.

Пришли к нам новые трамваи, — продолжает Минкин. — Я спрашиваю у своих, когда выпускаем, на какие маршруты? А мне отвечают: «Мы эти еще не выпускаем, мы их не обучили». Не людей, не водителей — трамваи не ­обучили! Это уже реалии нашего дня. Трамвай настолько «умен», что, прежде чем выпускать его на линию, ему нужно все «показать» и «рассказать». Он должен «запомнить» остановки, «ознакомиться» со всеми нюансами пути.

Система активной безопасности — это элемент автопилотирования.

Возможно, у кого‑то по этой теме больше на слуху Илон Маск, но я вас уверяю, что по части систем автоматического управления мы далеко впереди планеты всей, — говорит директор ГЭТ. — Технически системы автопилотирования созданы и эксплуатируются давным-давно. Ракета с помощью автопилота долетает строго до точки, хотя условия ее движения гораздо сложнее. Наша страна в этом плане лидер — она эти системы делать умеет.

Роботу закон не писан. Пока

В рамках программы развития городского электротранспорта модернизируют не только подвижной состав, сети и трамвайные пути, но и троллейбусные и трамвайные парки.

В программе реконструкции всех трамвайных парков предусмотрена опция авторасстановки трамваев, — рассказывает Денис Минкин. — То есть каждый трамвай будет размещаться по возвращении в парк без участия водителя — оптимальным образом, чтобы завтра вагон мог максимально быстро выехать. Это полноценный элемент автопилотирования. Технически системы автоматического управления транспортом готовы. Не готовы лишь мы организационно — нет юридических решений, позволяющих робота выпускать также на улицы.

Системы активной безопасности и автопилотирования разрабатывает российская компания Cognitive Pilot. В систему включены камеры — «глаза», сенсоры и так называемые нейропроцессоры (мозги). Абсолютно все отечественного производства. Такому проекту 15 лет. В него на текущий момент уже вложено 45 млн долларов.

Мы фактически моделируем работу человеческого мозга, и это моделирование достаточно близко к реальности, — рассказывает генеральный директор компа­нии-разработчика Ольга Ускова. — В нее включено практически все, что присуще и необходимо водителю, — вплоть до искусственной интуиции. При постановке подобных задач над их решением работают команды нейрофизиологов международного уровня, а также психологи, филологи, философы, которые разрабатывают системы принятия решений и моделирования поведения в экстремальных ситуациях. И, конечно, группы нейронных программистов и инженеров…

По словам Усковой, в мире сейчас существует шесть уровней автономных систем (от нуля до полной автономности).

На текущий момент в петербургских трамваях реализован третий уровень автономности с переходом на четвертый. Переход на пятый уровень — это уже вопрос городской и федеральный, связанный с Правилами дорожного движения, организацией работы транспортных систем, нормативной базой. Он уже не связан с техническим оборудованием — все решения есть. Технически система полностью готова для того, чтобы стать роботом, — заявляет Ольга Ускова.

На пороге четвертой НТР?

По ее словам, две сотни «умных» трамваев сделают Петербург столицей и мировым лидером по наземным роботизированным системам, а также по уровню безопасности в городе. Ведь устанавливаемые на них системы снизят зависимость транспорта от человеческого фактора и, соответственно, уровень аварийности в городе на 64 %.

Программ по роботизации наземного транспорта подобного масштаба пока нет ни в одном городе мира (разве что в Шанхае, но там планы не столь амбициозные), считает Ускова:

Своей программой обновления наземного электротранспорта город делает заявку на то, чтобы стать лидером научно-технической революции. Помните, с чего начиналась первая НТР в США? С конки. Так вот четвертую научно-техническую революцию сегодня фактически открывает трамвай в Петербурге.

Пока же революция не свершилась, горожан просто приглашают на праздник петербургского трамвая на Кронверкский проспект, где можно будет повидаться и с «трамвайной бабушкой» — конкой. Приходите. Юбиляр зовет вас в гости…


#трамвай #транспорт #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7266) от 30.09.2022 под заголовком «Юбиляр зовет в гости».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.