Взлетит ли «Сапсан» над водой? Что придет на замену «Метеору»

Концептуальный проект быстроходного катамарана нового поколения, разработанный в Крыловском государственном научном центре (КГНЦ), одобрили недавно эксперты научно-координационного совета Минпромторга России.

Взлетит ли «Сапсан» над водой? Что придет на замену «Метеору» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Латаные-перелатаные скоростные суда на подводных крыльях доживают свой век, исправно обслуживая пассажирские линии. Хотя списать их следовало, что называется, еще вчера. Износ таких судов, по некоторым оценкам, составляет около 80%, заложенный при их проектировании ресурс давно уже превышен. Эти теплоходы если и трудятся до сих пор, то лишь благодаря модернизации, замене судовых двигателей и других комплектующих. Но делать так можно не бесконечно.

Как получилось, что это направление отечественного судостроения сошло на нет, разговор отдельный. Но времени обновить скоростной пассажирский флот было достаточно, только этого не произошло. Дело в том, что покупать суда чужих брендов слишком накладно (да и совестно, имея за плечами такой опыт), хотя подобные примеры были. Так, участников зимней Олимпиады в Сочи катали по морю два подержанных зарубежных катамарана стоимостью несколько миллионов долларов. Покатали - и встали намертво у одного из причалов...

В то же время без государственной поддержки отраслевых начинаний решить проблему в масштабах России оказалось невозможно. А первые результаты этой работы, несмотря на то что федеральная власть занимается ею несколько лет, обозначились лишь в последние год-два. Интересные проекты такого рода предлагают нижегородцы (ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева), разработчики «Метеоров». Хороший задел в этой сфере есть у Зеленодольского судостроительного завода (Татарстан).

Да и петербуржцы не отстают: в области скоростного флота КГНЦ проводит исследования около 30 лет. Но наш город пошел при этом своим путем, вписываясь в общемировой тренд, связанный с развитием многокорпусных теплоходов. Тогда как другие специалисты по-прежнему связывают перспективы с быстроходными судами на подводных крыльях, убедившими в своей основательности и долговечности.

Такие советские модели, верно, не уступали зарубежным, а «Метеоры» были настолько хороши, что экспортировались во многие европейские страны. Они привлекали оптимальным сочетанием вместимости и комфорта, скорости и надежности, которое достигалось во многом за счет использования питерских дизельных установок (завод «Звезда»), очень удачных, применявшихся на военных катерах. Неплохо показали себя также «Кометы» - серия морских пассажирских теплоходов этого класса - и речные «крылатые» суда под названием «Ракета».

Достоинств у них немало, но и эта удачная конструкция имеет слабые стороны, отмечают инженеры-крыловцы. Подводные крылья, определившие ее гидродинамические свойства, требуют постоянного ухода. Такие теплоходы, перевозившие до полутора сотен человек на скорости 30 узлов (до 55 км/час), боятся высокой волны и «робеют» выходить в морскую акваторию. А для Петербурга, где на линии до Петергофа (без оглядки на высокие цены ее «осваивают» главным образом туристы) пассажиров обслуживают 23 «Метеора», не считая двух «Восходов», это серьезный фактор.

Но разве им нет альтернативы? Сергей Косьмин, заместитель начальника отделения управления системной интеграцией в области гражданского судостроения КГНЦ, так не считает. По его словам, головной образец первого отечественного быстроходного катамарана проекта 23107 «Сокол», построенный четверть века назад по проекту петербуржцев, был неприхотлив и надежен, показал хорошие мореходные качества и отработал положенный срок. Серийный его выпуск не состоялся, но не по вине конструкторов.

Продолжая идти в этом направлении, Крыловский центр подготовил оригинальные проектные решения для целого семейства «резвых» судов широкого назначения: модульный катамаран «Тритон», который можно легко разобрать, перевезти на колесной платформе и собрать, 60-метровый тримаран, пригодный для морских путешествий, волнопронзающее судно «Стрела» с особым корпусом и др.

Большие надежды крыловцы возлагают также на катамаран «Сапсан», который выставлялся (точнее, его концептуальный прообраз) на крупных морских салонах и унаследовал лучшие качества «Сокола». По своим характеристикам он сопоставим с «Метеором», а если сравнивать гидродинамику, то и превосходит его, отмечает кандидат технических наук Виктор Соколов, главный конструктор 5-го отделения КГНЦ.

Обладая корпусом из легких сплавов нового типа и испытывая уменьшенное сопротивление воды, этот 34-метровый катамаран станет более экономичным, чем его собратья подобного веса и мощности, полагает эксперт. Кроме того, при осадке в полтора метра он сможет приближаться к любому причалу, будет проходить под петербургскими мостами (высота его менее 5,5 метра) при эксплуатационной скорости 30 узлов и «держать» высокую, до двух метров, волну.

Оценив эти преимущества, эксперты Минпромторга РФ рекомендовали включить «Сапсан», который можно использовать на внутренних водных путях и маршрутах река - море, в программу господдержки. Если бюджетные средства будут отпущены, развернуть работы, подготовив проект и разместив заказ (желательно на одной из петербургских верфей), труда не составит. Тогда через пару лет головное судно будет готово.

Речники из многих регионов, эксплуатирующие скоростные суда, в нем очень заинтересованы: крыловцы убедились в этом, пригласив их недавно в КГНЦ на совещание. Тем более что подобные катамараны можно сооружать, учитывая региональные особенности. Экономическая составляющая этого проекта, конечно, просчитывалась: такое серийное судно будет стоить ниже ценовых показателей пилотных проектов других российских КБ, но тоже немало. А значит, обновлять скоростной флот операторам пассажирских перевозок, даже питерским, без дотаций со стороны государства (читай - без отдельной федеральной программы) будет не по карману, говорят профессионалы речного транспорта.

#транспорт #реки и каналы #водоемы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (6629) от 20.02.2020 под заголовком «Взлетит ли «Сапсан» над водой?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.