Выясняем, кто и как занимается промышленным зодчеством Петербурга

О ценности промышленной архитектуры в нашем городе заговорили не так давно. Валентина ЛЕЛИНА, член Союза архитекторов России, была одной из первых, кто занялся изучением и осмыслением промышленного зодчества Петербурга. С тех пор удалось провести инвентаризацию «заводского» наследия и добиться того, чтобы ключевые сооружения были взяты под охрану как объекты культурного наследия.

Выясняем, кто и как занимается промышленным зодчеством Петербурга | ФОТО Lars Kuczynski on Unsplash

ФОТО Lars Kuczynski on Unsplash

— Облик Выборгской стороны оставался нетронутым почти до конца ХХ века. Почти все исторические промышленные корпуса здесь сохранялись и продолжали выполнять свою функцию. В нашем городе привычные заводские символы XIX — начала ХХ века задержались дольше, чем в других крупных городах, в силу исторических обстоятельств. Во время войны заводы продолжали работать, а после нее наращивали свой промышленный потенциал. Именно в этих исторических стенах продолжало биться рабочее сердце Ленинграда. В советский период появилось не так много ярких примеров заводской архитектуры, поскольку потенциал Петербурга, доставшийся от XIX века, был настолько велик, что эти предприятия требовалось только расширять.

Казалось, что заводские здания — незыблемы, их нещадно эксплуатировали, не особенно заботясь о сохранении внешнего облика: перестраивали, переделывали, они обрастали всевозможными пристройками… Ныне некоторые из них спасло то, что промышленные сооружения возводились с огромным запасом прочности. Более того, заводские корпуса оказались очень гибкими.

Как выяснилось, их можно приспосабливать и под учебные цели, и под офисные и общественные пространства. На Выборгской стороне есть очень хорошие примеры реновации бывших промышленных корпусов. К примеру, в корпусах Николаевской мануфактуры на Кантемировской улице теперь учебные пространства Высшей школы экономики.

Вы даже представить себе не можете, какие разруха и запустение царили там, когда оттуда уходило производство!.. Признаюсь, я приложила руку к реставрации этих зданий и очень довольна результатом. На мой взгляд, это прекрасный образец нового использования промышленных объектов. А вот утраченные корпуса «Нового Лесснера» между Выборгской набережной и Большим Сампсониевским проспектом, вдоль улицы Александра Матросова, мне очень жаль.

Почему их не удалось уберечь? Территория предприятия была очень большой, и под охраной находилось буквально несколько строений. Все остальное посчитали рядовой архитектурой и не приняли под охрану. К сожалению, у нас к промышленной архитектуре до сих пор относятся без должного пиетета. Если храмы восстанавливают, даже отстраивают заново с нуля (и есть положительные примеры), то никто и никогда не будет воссоздавать утрачиваемые ныне краснокирпичные заводские корпуса. Поэтому дилемма такая: либо эта страница из истории города будет просто-напросто стерта, либо этим зданиям даруют шанс на новую жизнь.

Мне очень жаль, что безжалостно сносят старинные промышленные трубы, хотя есть все возможности их сохранить. Они были вертикальными акцентами в нашем плоском городе помимо куполов и шпилей храмов и знаковых общественных сооружений… Даже нет уже самого предприятия — можно оставить трубу как исторический знак. И хотя бы таким образом сохранить исторический силуэт той же Выборгской стороны, воспетый художницей Остро­умовой-Лебедевой.

Да, оценить ценность промышленной архитектуры обывателю довольно сложно: многие привычно считают памятниками исключительно особняки, дворцы, храмы. А чем хуже промышленные корпуса? Они наполнены удивительной энергией, даже новаторством. Кирпичный стиль начинался ведь именно в промышленности и только затем перешел в гражданскую архитектуру.


#промышленная архитектура #индустрия #инвентаризация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (7692) от 27.06.2024 под заголовком «Запас прочности».


Комментарии