Время возрождения. Приметы настоящей весны

Каждую весну Русский музей, в чьем ведении находятся Летний и Михайловский сады, проводит церемонию освобождения статуй от зимних футляров. И каждый раз собираются толпы журналистов. Да и как может быть иначе? Ведь в Петербурге настоящая весна начинается с проводов ладожского льда, который плывет по Неве в северные края, и с раскрытия статуй Летнего сада.

Время возрождения. Приметы настоящей весны | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это напоминает миф о богине весны Персефоне, покидающей царст­во Аида. С этого момента ледяной город начинает расцветать.

Торопясь к началу пресс-тура, я прошла Летний сад насквозь — от Михайловского замка до Летнего дворца Петра I. По совершенно пустым аллеям. Тишину, такую непривычную для центра города, нарушало лишь пение птиц.

Деревья, стоящие вдоль аллей, после реконструкции сада в 2009 году «высветлены». Ветви обрезаны и длинные голые стволы устремлены вверх, а кроны, покрытые легким кружевом только-только распускающейся листвы, словно парят в небесах. Романтические «темные аллеи», к которым привыкли ленинградцы и петербуржцы нескольких поколений, к сожалению многих, ушли в прошлое. Зато внизу все густо засажено кустарником (садовники объясняли, что это не совсем кус­ты — стриженые липы). Вдоль них выстроены выкрашенные зеленой краской деревянные решетки — шпалеры. В первые годы после реконструкции Летнего сада обещали, что их уберут, когда сформируется естественная зеленая изгородь. Но не убрали до сих пор.

Все скамейки и урны свеже­окрашены в яркий зеленый цвет, почти точно попадающий в цвет травы.

У Летнего дворца столпотворение. Рабочие — молодые силачи в оранжевых комбинезонах — хлопочут возле укрытой серым футляром скульптурной композиции «Мир и Изобилие» («Ништадтский мир»). И вот наконец зимние оковы пали, но статую еще надо освободить от белой ткани. В этом коконе скульптура напоминала привидение.

Напомню, традиция закрывать скульптуры на зиму зародилась еще во времена Анны Иоанновны — тогда статуи оборачивали ­холстом. В 20‑е годы XIX века скульптор Демут-Малиновский предложил использовать деревянные футляры, которые более надежно сохраняли скульптуру. Этот принцип применяется и сегодня.

Мраморная аллегорическая композиция «Ништадтский мир», созданная скульптором Пьетро Баратта, была заказана для украшения Летнего сада Петром Великим. Галина Хвостова, ведущий научный сотрудник Русского музея, хранитель статуй Летнего сада, рассказала, что «Ништадт­ский мир» — вообще первая мраморная скульптура, установленная в Петербурге. И это сейчас единственный оригинал в Летнем саду.

Когда во время реконструкции Летнего сада в 2009 – 2011 годах было решено реставрировать скульптуры, под открытым небом оставили только «Ништадт­ский мир», потому что эта композиция сохранилась лучше всех остальных. Возможно, как говорят специалисты, сыграло роль то, что в ХХ веке она два десятка лет провела в Эрмитаже.

Остальные статуи и бюсты были в плохом состоянии. Помнится, реставраторы сравнивали их со свечками, которые незаметно, но неумолимо тают, тают… После реставрации оригиналы переселились в Михайловский замок, в открытый фонд хранения скульптуры. А на аллеях сада поселились их клоны, выполненные из мраморной крошки, смешанной с полиэфирной смолой. Конечно, жаль былого великолепия — сонма античных богов и нимф, словно покрытых патиной времени, перенесенных прихотью судьбы из солнечной Италии на север, где по полгода лежит снег, а реки скованы льдом. Но это была вынужденная мера: мрамор умирал.

Летний12_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Однако и копии достаточно дорогостоящие, именно поэтому за ними тоже тщательно следят, закрывают на зиму, как когда‑то оригиналы. А весной устраивают им душ, применяя специальный мягкий раствор.

При журналистах открыли еще несколько скульптур. Так появился «Сатурн, пожирающий своих детей». Эта аллегория — символ быстротекущего времени, которое в конце концов пожирает всех живущих. Да и мрамор перед властью времени беззащитен.

Но весна все‑таки — время возрождения. На газонах уже можно заметить первоцветы. В Летнем саду их пока немного. А вот в Михайловском, куда журналисты переместились из Летнего, газоны напоминают вышитый ковер: на зеленом — все оттенки голубого, лиловый, жемчужно-белый и желтый.

Вовсю цветут крокусы (известные также под названием шафран). А еще — ярко-голубые цветы с необычным именем «сцилла». Под­снежники уже отцветают — для них, как объяснили нам, сейчас слишком тепло.

В Михайловском саду их берегут. А вообще в природе из‑за варварского отношения к первенцам весны дикорастущих подснежников становится все меньше.

Прежде чем сорвать какой‑нибудь из весенних первоцветов, подумайте: стоит ли губить хрупкую, мимолетную красоту ради букета, который скоро увянет?

Летний13_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Кстати, Летний и Михайловский сады откроются 1 мая. Фонтаны в Летнем саду, по плану, должны заработать 9 мая (8 мая будет пробный пуск). Традиционный выпуск пары лебедей в Карпиев пруд приурочат к Дню города.

Узнать все о растениях Михайловского сада, одного из редких памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX века, можно на авторских экскурсиях, проводимых сотрудником Русского музея Виктором Мельниковым. Вы услышите легенды, связанные с этими растениями, и узнаете происхождение их названий.


#весна #статуи #цветы #сады и парки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 75 (7404) от 26.04.2023 под заголовком «Приметы настоящей весны».


Комментарии