Волонтеры провели субботник на даче Агафона Фаберже прошел

Субботник волонтеров просветительской программы Петербургского городского отделения ВООПИиК «Открытый город» на знаменитой даче Агафона Фаберже на Песочном шоссе, 14, принес его участникам не только радость от полезного труда, но и первые за многие годы положительные новости о дальнейшей судьбе этого объекта, находящегося в тяжелом состоянии.

Волонтеры провели субботник на даче Агафона Фаберже прошел | ФОТО автора

ФОТО автора

Записка на заборе

Когда участники Дня благо­устройства и сохранения наследия, как его назвали организаторы, вышли из автобуса, они увидели на заборе, который огораживает парк, лист бумаги с крупными печатными буквами: «Такое нельзя от людей прятать! Надо показывать!». Честно говоря, показывать там пока нечего: главный дом находится в аварийном состоянии, остальные постройки, также относящиеся к объекту культурного наследия «Дача Фаберже» — конюшня с каретным сараем, служебный корпус, ледник, фонтан, парк с прудом, — выглядят немногим лучше. Но автора текста можно понять: раз уж семейство ювелиров Фаберже заняло достойное место в отечественной культуре (достаточно назвать постоянные экспозиции их произведений в Эрмитаже и специальный музей в Шуваловском дворце), то дача требует по крайней мере восстановления как еще одно памятное место.

Волонтеры занимались уборкой территории вокруг построек, очищали ее от старой травы, веток и срубленного самосева. Ровно четыре года назад, когда на даче Фаберже состоялся первый субботник, растительность вплотную подступала к зданиям. Сейчас ее стало поменьше, но парк, как всякий рукотворный живой организм, требует постоянного ухода.

Ценные деревья здесь учтены и пронумерованы, к ним прикреп­лены «файлы» с номерами. Самый большой, который мне удалось заметить, — 1372, но мне пояснили, что всего охраняемых деревьев около четырех тысяч. Во время субботника пришлось убирать засохшие деревья. В том числе одну из старых елей, которая служила частью своеобразных солнечных часов. Во времена Фаберже на открытой поляне около дома по окружности были высажены ели, а в центре круга — дуб. Его в честь закладки дома в 1901 году высадил сам Карл Фаберже. Хвойные как «на часах», так и на главное аллее, ведущей к дому от Песочного шоссе, в большинстве своем выглядят крепкими, а вот дуб, похоже, борется за жизнь из последних сил и ему необходимо серьезное лечение.

Планы спасения

В субботнике приняли участие Сергей Макаров, председатель КГИОП, Александр Панченко, руководитель Северо-Западного филиала Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК), организатор субботника; Антон Иванов, председатель Петербургского городского отделения ВООПИиК. Именно им досталась работа по уборке ели.

Беседуем в перерыве, вызванном сменой пухто. По словам Иванова, волонтерские акции пользуются неизменным спросом у петербуржцев. Кроме практического участия в деле сохранения наследия это еще и способ привлечь внимание к тяжелому состоянию памятника.

Что ждет дачу Фаберже в ближайшем будущем? Как рассказал Панченко, агентство заключило договор на первоочередные противоаварийные и консервационные работы. В течение следующих двух недель объект будет передан от АУИПИК подрядчику, и тот начнет работы. В первую очередь предстоит установить строительный забор, очистить территорию и здания от мусора, накопившегося за годы запустения. Затем убрать самосев с крыш зданий, подготовить отмостки для строительных лесов, установить временную кровлю над теми частями главного дома и конюшни, где утрачена постоянная. Наконец, поставить подпорки под межэтажными перекрытиями внутри зданий, заделать дверные и оконные про­емы. Подготовительный этап займет июнь и июль, в августе, после получения согласования КГИОП, планируют начать основные работы.

До конца 2023 года все они должны быть завершены, АУИПИК продолжает поиск инвестора, готового отреставрировать весь комплекс, воссоздать его исторический облик и приспособить для современного использования. «Дача может стать гостиницей, загородным клубом, музеем. Важно, чтобы памятник быть доступен для посещения теми, кто интересуется нашим историческим наследием», — считает Александр Панченко. Он также пояснил, что речь идет о долгосрочной аренде дачи Фаберже. Прошлым летом один арендатор «зашел на объект», но не справился со своими обязательствами, и зимой договор с ним был расторгнут.

Дача Фаберже1_Пр.jpg
ФОТО автора


По мнению Сергея Макарова, чтобы восстановить дачу Фаберже, надо придумать, как привлечь людей, имеющих финансовые возможности, ею заниматься. «Вопрос требует обсуждения», — добавил председатель КГИОП. По источникам, речь может идти о том, чтобы продать объект в частную собственность, а не сдавать в долгосрочную аренду, попутно разрешив новое строительство на территории парка. Здесь есть несколько поздних технических построек, которые можно снести. Территория парка занимает более 30 гектаров, не исключено, что потребуется придумать механизм, разрешающий застройку инвестором части парка таким образом, чтобы новое строительство не торчало на виду у охраняемых зданий. Последнее предложение выглядит спорным, но, возможно, позволит привлечь бизнес — очевидно, что реставрация самой дачи Фаберже вряд ли окупится.

Санаторий, музей, тихий отдых…

После завершения субботника интересуюсь у его участников, как они видят будущее дачи Фаберже. По мнению Ольги, архитектора, чтобы сюда было интересно приезжать, нужно воссоздать «усадьбу начала ХХ века полного профиля», что называется, от музея ювелирного искусства до молочной фермы. Екатерина, инженер по профессии, предлагает создать тематический парк, который расскажет о быте начала ХХ века. Для этого надо поднять «культурный слой» и собрать все, что в нем найдется. Екатерина уверена, что находки будут, хотя она и в курсе, что клады Фаберже — из области мифов.

Пока же волонтеры заметили в служебном корпусе балясину. Она похожа на те, что находятся в ограждении лестницы главного дома. А Ольга, бухгалтер, первый раз участвовавшая в субботниках «Открытого города», удивляется: «Неужели нельзя было раньше подогнать «вышку» и спилить самосев на крышах?». Эти «дерева» действительно мешают мечтать о светлом будущем.

Волонтер Евгения видит будущее дачи Фаберже в создании комплекса из санатория и центра благотворительности, где могут обучаться и практиковаться волонтеры, желающие помогать людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Ольга и Игорь, технологи-проектировщики, в свою очередь считают, что дача Фаберже должна состоять из двух территорий. Одна — музейная, куда стоит пускать по билетам, вторая — парковая, со свободным доступом, но для уютного спокойного отдыха. И без какого‑либо общепита…

НАША СПРАВКА 

В 1882 году участок на Дибуновской дороге (ныне Песочное шоссе) купил Карл Фаберже. В 1901 – 1902 годах архитектор Карл Шмидт построил для него деревянное двухэтажное здание.

В 1908 – 1910 годах перестройку дачи в стиле модерн производил архитектор Иван Гальнбек. Именно тогда появился балкон, поддерживаемый двумя парами колонн из полированного гранита, по которым постройка легко узнается. Первоначальный вход был переделан в огромное окно музыкального салона. Самое большое помещение второго этажа — зал со световым фонарем служил местом работы ювелира. Из Дубового кабинета незаметная дверь вела в бронированную комнату-сейф. Агафон Фаберже выращивал в оранжерее персики и хотел завести на даче слона, но помешала Первая мировой война, когда все постройки были переоборудованы в госпиталь. После 1917 года на даче размещались дом отдыха для сотрудников НКВД, санаторий, ведомственный детский сад. Смена владельцев сопровождалась утратой подлинных интерьеров, с конца 1980‑х годов дача Фаберже не используется.


#субботник #дача Фаберже #волонтеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7435) от 14.06.2023 под заголовком «Покажите Фаберже».


Комментарии