Вне поля зрения. В Петербурге трудовые мигранты остались без прививок

Амина приехала из Узбекистана в Петербург три года назад. Устроилась в небольшое кафе уборщицей. Во время пандемии кафе закрылось, и она оказалась на улице без денег и работы. Долгое время ютилась в съемной комнате на окраине города. Недавно удалось устроиться в магазин. Правда, прежде чем ей разрешили мыть полы, потребовали сделать ПЦР-тест, за который пришлось заплатить 1500 рублей. К счастью, он оказался отрицательным. Повезло, считает Амина. Не то что ее землячке, которая зимой попала в больницу с коронавирусом и потратила на лечение все свои деньги. Теперь ей даже домой вернуться не на что.

Вне поля зрения. В Петербурге трудовые мигранты остались без прививок | ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

Без работы, денег и жилья

Сколько в Северной столице мигрантов, вряд ли кто знает точно. По неофициальной статистике, около миллиона. Не секрет, что во время пандемии именно эти люди оказались в весьма непростой ситуации. Многие лишились работы, а следовательно, и средств к существованию. Живут они, как правило, по десять –  пятнадцать человек в небольших квартирах, которые нередко становятся очагами инфекции. Достаточно вспомнить, как в одном хостеле Ленинградской области COVID-19 обнаружили сразу у 123 мигрантов.

Получить полноценную медицинскую помощь они не могут. Согласно закону об ОМС, такой вид страхования положен иностранцам с разрешением на временное проживание или видом на жительство, а также беженцам. Мигрантам, работающим по патентам, то есть гастарбайтерам из Азербайджана, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана и Украины, полис ОМС не положен. Вместо него они обязаны иметь полис добровольного медицинского страхования (ДМС). Но, как все хорошо понимают, набор услуг по такому документу минимальный. Ибо не болеть они к нам едут. Поэтому, даже подцепив инфекцию, встречи с врачами избегают.

Так и живут среди нас люди, болеющие туберкулезом, гепатитом, ВИЧ... А теперь еще и ковидом. И не просто живут, а работают в магазинах, метро, такси, кафе... То есть в тех местах, которые мы ежедневно посещаем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что заболеваемость коронавирусом не только не падает, но и катастрофически растет.

Напомним, организовать до 15 июля вакцинацию иностранцев и мигрантов президент России поручил еще в начале июня. Роспотребнадзор разъяснил целесообразность прививочной кампании в тех сферах, которые обслуживают население.

После этого дело несколько двинулось. Во всяком случае вакцинацию прошли более 60% работников петербургского автобусного парка и метро, образования и медицины. Правда, прививали только тех, кто имеет гражданство. Мигранты вновь оказались «за бортом». Ибо отмашки, кто это должен делать и за чей счет, так и не было.

Как рассказала работающая в одном сетевом магазине Зуйбеда, она еще в начале лета попыталась сделать бесплатную прививку в одном торговом центре. Но ей было отказано, так как у нее нет российского паспорта и медицинской страховки. Теперь она опасается, что работодатель в любой момент укажет ей на дверь.

Еще один мигрант на условиях анонимности поведал, что работает в сфере торговли, где начальство поставило жесткое условие –  либо вакцинируйся, либо увольняйся. И, хотя он был категорически против прививки, ему пришлось пройти вакцинацию, обратившись в частную клинику. Услуга обошлась в 3500 рублей.

«Кнут» и «пряник» для бизнеса

О трудовых мигрантах на минувшей неделе громко заговорили в столице: московская мэрия вплотную приступила к переговорам с работодателями, которые используют труд гастарбайтеров. Власть настаивает на том, чтобы именно они организовали прививочную кампанию и оплатили ее. Примерно по 1,3 тысячи рублей за укол однокомпонентной вакциной «Спутник Лайт».

Для этого списки мигрантов с указанием паспортных данных каждого сотрудника, сведений о его патенте, виде на жительство или разрешении на временное пребывание в России должны быть поданы в мэрию Москвы. Для граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии (входят в Таможенный союз) нужно передать только паспортные данные. После подачи списка власти назначат дату и время вакцинации.

Следом за Москвой зазвучала тема и в Петербурге. Правда, московская информация исходит непосредственно от высокопоставленных чиновников вплоть до мэра Собянина. А петербургская –  от прессы. Причем прессы столичной.

Так, в одном из авторитетных изданий сообщалось, что в Петербурге планируют привить 600 тысяч трудовых мигрантов. В перспективе.

Отвечать за процесс (с какой-то радости?) будет комитет по развитию туризма. Вернее, созданное по инициативе городского правительства в 2018 году АО «Санкт-Петербургское агентство медицинского туризма».

Стоить прививка, наверное, тоже будет 1,3 тысячи рублей или около того. И платить за нее, скорее всего, тоже будут работодатели.

Можно ли верить этому? Слова «наверное», «скорее всего», «в перспективе» как-то не вяжутся с четкими планами. Больше похоже на стремление показать, что и мы не лыком шиты.

В столице, надо сказать, планы прививочной кампании для мигрантов подкреплены официальными решениями, потребовавшими от властей огромной смелости. Главный санитарный врач по Москве Елена Андреева подписала постановление «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» с перечислением отраслей, работники которых должны быть поголовно привиты: 15 пунктов. Среди них –  торговля, общественное питание, ЖКХ. Те самые сферы деятельности, в которых работает наибольшее количество трудовых мигрантов.

Это постановление и стало юридической основой для серьезного разговора с работодателями. Кроме «кнута» мэрия предложила бизнесу еще и «пряник». Той бизнес-структуре, которая привьет своих работников (не только гастарбайтеров), положены ощутимые налоговые льготы.

А что в Петербурге? В числе антиковидных решений у нас имеются: обязательный масочный режим, социальная дистанция, закрытие ряда заведений, запрет на посещение некоторых парков да особый режим ведения приема во властных подразделениях: по записи или вовсе –  дистанционно. Решение об обязательных прививках тоже имеется... Однако касается оно только чиновников и работников государственных учреждений и предприятий. Причем не всех. Как сказано в постановлении городского правительства, прививочная кампания в госструктурах должна обеспечить наличие антител у 65% ее участников.

Кроме того, правительство города поручило некоторым комитетам разработать алгоритм выдачи QR-кодов тем организациям, в которых прививки сделали 60% работников.

Ни о каких иных отраслях или предприятиях в городских документах речь не идет.

«Санкт-Петербургские ведомости» попытались (без особой надежды на успех) выяснить: кто же в городе может гипотетически, в перспективе, контролировать «наличие антител» у армии гастарбайтеров.

Жилищный комитет? Управляющие компании, на которые работают дворники-иностранцы? Признаться, никто из руководителей отрасли даже не понял вопроса. Очевидно, что ни у кого из них нет ни сил, ни средств, ни прав как платить за прививку, так и проверять, укололись ли его сотрудники.

К тому же почти всегда это и не их сотрудники вовсе. Управляющие компании города давно практикуют договоры со сторонними клининговыми компаниями, работники которых убирают придомовые территории и парадные. Причем нередко сама клининговая компания юридически и физически расположена в другом регионе России.

Аналогичная ситуация и в ремонтной, и в строительной отраслях.

Кое-какой контроль возможен разве что в торговле да в общепите. Однако контролю подвластно лишь обязательное ношение маски и перчаток. Еще считается, что утром сотрудникам измеряют температуру.

Вслед за Москвой

Логично предположить, что главная структура, которой может быть поручен контроль за состоянием здоровья гастарбайтеров, –  миграционная служба. Тем более что такой контроль она уже осуществляет. В числе полномочий управления по вопросам миграции ГУ МВД –  проверка «документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти».

С недавних пор Минздрав включил ковид в перечень заболеваний, которые контролирует миграционная служба. Так что один раз справку у мигранта потребуют. Но все дальнейшие антиковидные решения в стране должны принимать региональные власти, основываясь на конкретной ситуации и своих возможностях.

Возможно, Петербург все же последует московскому опыту не только в перспективе, но и максимально оперативно. Не исключено, что прививочный пункт для мигрантов разместят в едином медицинском центре на улице Красного Текстильщика. Именно там в свое время была организована вакцинация мигрантов против кори. Возможно, и стоимость укола будет аналогична московской –  1300 рублей, и ее так же оплатит работодатель.

Вот только люди почему-то опасаются, что эти расходы позже будут вычтены из их зарплат. Во всяком случае, как посетовал дворник из Таджикистана, ему прямо сказали: «либо вакцинируйся за свой счет, либо найдем другого».

Еще остается открытым вопрос: кто будет вакцинировать тех мигрантов у которых нет рабочего договора? Или они вообще выпадут из поля зрения властей?

#коронавирус #заболевания #мигранты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122(6960) от 07.07.2021 под заголовком «Вне поля зрения».


Комментарии