Венеция без гондольеров. Как работает колпинская система плотин

Когда гуляешь по Колпину, живописные берега Ижорского водохранилища так и манят к себе, будто все пути-дороги ведут именно туда. Но лучше всего любоваться его видами, стоя напротив мемориальной стелы Героям-ижорцам, откуда видны чуть подернутая рябью водная гладь, буйная зелень и старинные постройки Ижорских заводов. Между тем эта скромная площадка на бульваре Свободы — одна из достопримечательностей города, которому в июле исполнится 300 лет, и его ровесница. По виду не скажешь, но это самая старая из колпинских плотин, построенных для того, чтобы регулировать уровень воды в здешнем рукотворном пруду. Она же — гидротехническое сооружение (ГТС) № 1.

Венеция без гондольеров. Как работает колпинская система плотин | В последний раз эту плотину, находящуюся на территории Ижорских заводов, подновили  два года назад, и ГТС-2 с двухвековой историей стало как новенькое./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В последний раз эту плотину, находящуюся на территории Ижорских заводов, подновили два года назад, и ГТС-2 с двухвековой историей стало как новенькое./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

По заветам Кинтлера

Первая лесопильная мельница, приводимая в действие падающей с плотины водой, появилась здесь (точнее, несколько выше по течению Ижоры) за дюжину лет до рождения Колпина. Ее построили, чтобы производить из дуба и сосны пиломатериалы, которые шли на строительство флота. Но из‑за буйства паводковых вод плотина не раз подвергалась разрушению.

Петр I распорядился перенести ее на более высокое место. Занялась этим Адмиралтейская коллегия, получившая полномочия по управлению такими производствами. Работы велись по чертежам и смете Яна Кинтлера — немецкого мастера, приглашенного на русскую службу князем Александром Меншиковым, который владел этими землями. Сооружение лесопильни, предтечи Адмиралтейских Ижорских заводов, и плотины началось 27 июня 1722 года. Это и есть дата основания ГТС № 1, начавшего работать два года спустя, и самого города. Правда, после этого плотину тоже не раз переделывали.

На берегах разлившейся Ижоры меж тем росли корпуса предприятий, машины которых заставляла «крутиться» энергия протекавшей через плотину воды. Но в законченном виде этот заводской архитектурный ансамбль предстал много позже. Его утвержденный в 1803 году проект подготовили инженер Чарльз (Карл) Гаскойн и зодчий Вильям Гесте.

Гаскойн, директор заводов, велел углубить и расчистить дно реки Ижоры, а также прорыть левобережный канал для отвода паводковых вод — в конце канала была построена деревянная плотина. Главная же плотина превратилась в дамбу с водопропускной системой по центру. Но и она оказалась не слишком надежной: в паводок 1807 года, вызвавший наводнение, река прорвала эту преграду, затопив многие мастерские.

Энергия патриарха

Пришлось снова закатать рукава, чтобы сделать эту гидротехническую систему безопаснее. Заводчане укрепили дамбу, углубили уже существующий полукруглый канал (ныне Советский) и прорыли новый прямой (ныне Комсомольский) с третьей по счету плотиной. Работы велись несколько лет. Зато система плотин и каналов на окраине Петербурга — колпинская Венеция, как ее позже стали называть, — служила потом верой и правдой еще долго…

В начале XX века ижорский ­патриарх (ГТС № 1) претерпел изменения. Гидроэлектростанция, построенная за кирпичной стеной его земляной плотины, стала питать электроэнергией механи­ческие мастерские заводов. Вода поступала к турбинам, которые ее вырабатывали (в тело плотины поместили бак и чугунные водоводы), и вливалась в небольшой рукав, соединенный с Ижорой.

Станция давала ток до начала 1960‑х, пока предприятие не перешло на централизованное электроснабжение. Надобность в ней отпала, но ее сохранили, законсервировав водоводы и убрав оборудование. Как-никак это объект культурного наследия федерального значения — равно как плотина № 1 и чугунная решетка, тянущаяся подле нее вдоль бульвара Свободы.

Но минуло еще более полувека, и грянула история, заставившая вспомнить о ровеснице Колпина. Затворы на ней уже не действовали, но она служила подпорной стенкой, отгораживая заводские цеха от водохранилища. И хотя строили предки на совесть, плотина изрядно обветшала.

Прошлым летом, в августе, «старушка» дала течь. Вода наполнила водоводы и хлынула в бывшее здание ГЭС (сейчас там работают станочники), за которым стоит, опираясь на подпорное сооружение, массивная стела. Инцидент грозил обернуться бедой. Но благодаря другим ижорским плотинам уровень воды в пруду уменьшили, снизив нагрузку на творение стародавних мастеров…

Былое и дума

Когда мы знакомились с плотиной, стоя на ее гребне (то есть на участке проходящей по ней автодороги), эту историю поведал нам Константин Сабуров — сотрудник одного из отделов СПб ГКУ «Ленводхоз», подведомственного профильному комитету Смольного. В тот момент, пояснил он, вышли из положения, заменив люк на крышке аварийного затвора и соорудив у плотины глиняный замок.

Чуть позже взялись за герметизацию стыков между крышками затворов и чугунных водоводов. А чтобы наверняка усмирить нрав воды, у заделанной бреши решили поставить «пластырь» из железобетона. Эти работы вот-вот начнутся по рекомендации специалистов архитектурно-строительного университета ­(СПбГАСУ), обследовавших «дедовский» объект. И после их завершения, осенью, можно будет без спешки подготовить проект капремонта плотины и приступить к ее обновлению…

Эта ижорская плотина, самая «заслуженная», открыта всем взорам. Вот только смотреть там особо нечего: механизмов, поднимавших ее затворы, давно нет. Напоминают о них лишь два металлических люка под ногами прохожих. Вот на плотине № 2 есть что посмотреть, но попасть туда, напротив, не так‑то просто: она укрыта за высоким заводским забором. Для корреспондентов «Санкт-Петербургских ведомостей», впрочем, сделали исключение.

Плотина3_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Кратчайший путь к ней ведет через примыкающее к заводам здание Колпинской посадской думы конца XIX века, где располагается теперь районная администрация. Минуя турникет, мы вышли во двор и оказались вскоре у нижнего бьефа этой плотины, куда каскадом стекают воды Советского канала. А оттуда взошли на ее гребень, по которому туда-сюда снуют, двигаясь по территории заводов, машины…

Деревянной плотины, появившейся здесь два века назад, нет и в помине. Ее более прочную «наследницу», возникшую на том же месте, подправляли Ижорские заводы, владевшие этим комплексом ГТС. Даже когда он пол­ностью утратил свое промышленное значение. Но в тяжелые 1990‑е, лишившись средств на ремонт плотин (на зарплату‑то еле хватало), заводчане почти не прикладывали к ним рук.

Поэтапный переход гэтээсной системы в ведение петербургских властей растянулся на несколько лет, и к тому времени она изрядно «обносилась». Но вскоре две из трех ижорских плотин дождались возрождения. Там установили новое гидромеханическое оборудование, реконструировали подпорные стенки и ступени водослива, заменили мостовые покрытия, провели работы по берегоукреплению. Капремонт, длившийся в 2012 – 2015 гг., повысил безопасность этих ГТС и надолго продлил им жизнь.

Тали на быках

Плоды этих усилий мы увидели, оказавшись на водосливной плотине № 2 с трехступенчатым перепадом. Прямо под нашими ногами бурлили и пенились, прорываясь через два открытых затвора, ижорские воды. Зрелище завораживающее: смотреть на игру речных струй, кажется, можно часами. Хотя эта преграда шириной 39,8 метра относительно небольшая. «Здесь пять мостовых пролетов, стоящих на бетонных быках, — объяснил нам провожатый, — и десять стальных затворов, каждый из которых легко можно поднять, подведя к ним электромеханические тали по монорельсовой эстакаде. Нажал на кнопку — и пожалуйста».

Дежурный это делает, сообразуясь с показаниями водомерной линейки и рекомендациями Нев­ско-Ладожского бассейнового водного управления. В паводок, когда стремительно тают снега, большинство затворов открывают, чтобы избежать подтопления. А в остальное время, бывает, достаточно и одного для поддержания в Ижорском пруду нужного уровня воды (сейчас из‑за «ослабевшего» ГТС № 1 он понижен примерно на метр).

«Прошлый паводок длился дольше обычного: зима выдалась снежной, — говорит Светлана Ахатова, возглавляющая Колпинский участок «Ленводхоза». Встретились мы с ней на 3‑й плотине, расположенной у железнодорожной станции Колпино и городского кладбища. Но вообще, добавляет она, повышение уровня воды предугадать трудно. Это случается после ливней, когда полноводнее становятся реки, вливающиеся в Ижору. А порой находящиеся выше по ее течению в Ленобласти предприятия сбрасывают воду через свои плотины. К тому же недалеко от ГТС № 3 сходятся два русла: здесь встречаются Комсомольский канал и Харламов ручей.

Это самая молодая колпинская плотина. Она была построена в 1809 году по проекту генерал-лейтенанта Александра Вильсона, управляющего Ижорскими заводами. На исходе XX века это ГТС с нерегулируемым водосливом подновили и укрепили железобетонными щитами. Но городу оно досталось, сетуют специалис­ты, в плачевном состоянии. Прошло почти 15 лет, а они живо помнят картину, представшую тогда их взорам…

«Музыка» для плотвы

С той поры утекло, однако, немало воды, и после очередной реконструкции объект стал как новенький. Вдоль подмываемого берега выросла подпорная стенка. Плотину укрепили и расширили, установив эстакаду для движения талей. Хотя, если в системе энергоснабжения произойдет сбой, любую из десяти имеющихся здесь железных задвижек можно поднять на цепях вручную — с помощью блоков, уточняет Ахатова.

Она ведет свой рассказ, а мы стоим с ней у перил этой десятипролетной плотины, и ее голос пытается заглушить гул воды, несущейся через пару открытых на тот момент затворов. Перепад уровней тут не очень большой — около 8,5 метра. Но, пройдя через плотину, вода несется бурным потоком, шумно ниспадая по шести ступеням. А затем Харламов ручей, присмирев, становится Малой Ижоркой, и эта речка, влившись в Ижору, устремляется в Неву.

Многие приходят сюда посмот­реть на «водопады»: плотина открыта. Для школьников устраивают здесь экскурсии. А ленводхозовцы занимаются в это время своим делами. Зимой очищают от наледи и отогревают парогенераторами бетонные и металлические конструкции ГТС, весной готовятся к паводку. И поддерживают в рабочем состоянии механизмы плотин. Или, собрав наплавной мусор, скапливающийся у забральной балки, как здесь, или на решетке плотины № 2, отправляют его для утилизации на спецполигон.

Мусора, увы, много. Особенно на третьей плотине, куда течение приносит пластиковые бутылки, пакеты, обувку. Летом оставляют после себя всякий сор отдыхающие у воды (за пределами 15‑метровой охранной зоны, «дарованной» этой плотине) горожане-шашлычники. Но от рыбаков, облюбовавших эти места, вреда никакого. Сидят с удочками день-деньской, ловят щучек, плотву, окуней. Под музыку текущей через плотину воды.

#Колпино #плотина #водоемы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (7188) от 14.06.2022 под заголовком «Венеция без гондольеров».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.