В Рождествено открылся Международный центр реставрации музейных предметов

Рождествено — место известное. В центре села на холме дворянская усадьба конца XVIII века, связанная с именем Набокова. Сейчас музей закрыт на реставрацию. Но рядом с ним в этом году появилась еще одна достопримечательность, вызывающая интерес и имеющая отношение к музейной жизни. С оживленного шоссе в глаза бросается современное трехэтажное здание со стеклянным фасадом — Международный центр реставрации.

В Рождествено открылся Международный центр реставрации музейных предметов | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Проект инновационный, амбициозный, недешевый. Он обошелся без малого в 4 миллиарда рублей. Деньги в основном федеральные, но лепту внесла и Ленинградская область, принимающая на своей земле многофункциональный реставрационный центр, необходимый в первую очередь ее музеям и объектам культурного наследия. От рождения замысла до завершения строительства прошло больше десяти лет. Весной уходящего года строители сдали пользователям ключи и покинули здание площадью 10 тыс. кв. метров.

Времени прошло не так много, планируется, что в полную силу центр заработает в следующем году. Но интересно, как сейчас живет, развивается, использует свои возможности этот прекрасно оснащенный центр, расположенный не так уж и далеко от городской черты.

Заместитель директора по реставрации Жанна Максименко, проводившая экскурсию для журналистов, рассказала, что специалисты центра объезжали музеи области, знакомились с фондами, оценивали сохранность памятников. Им показывали, что надо реставрировать в первую очередь. Сейчас в работу принято 286 экспонатов из 11 музеев Ленинградской области и тех, что расположены за ее пределами. Сюда поступают вещи из Петербурга, Выборга, Пет­розаводска. Заключены договоры о сотрудничестве с музеями Калининграда и Белоруссии. Ведутся переговоры с музеями Дагестана.

В центре 15 лабораторий для реставрации экспонатов любых габаритов и из любых материалов — бумаги, металла, ткани, дерева, стекла, фарфора. Здесь есть хранилище музейных предметов, учебный комплекс для подготовки реставраторов, лекционный и выставочный залы.

На столе в мастерской реставрации предметов из металла — фрагменты ворот из крепости Корела в Приозерске. По легенде, ворота датируются 1710 годом, когда Петр отбил крепость у шведов. Они обиты шведскими доспехами. Доспехи отреставрируют и вернут на деревянную основу, также приведенную в порядок.

В мастерской реставрации тканей идет ювелирная работа с кружевной шалью из Дома-музея Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине. Шаль принадлежала матери композитора. К слову, из его личной коллекции в центре реставрируется чучело птички колибри.

В мастерской реставрации дерева — столик для рукоделия XIX века из музея-заповедника «Монрепо», шкатулки из музея-усадьбы «Суйда». Рядом дорожное бюро, часы… Эти вещи вернутся в музеи и смогут многое рассказать о своих владельцах. Из бытовых предметов обращает на себя внимание полихромная скульптура негра 1830‑х годов. Она из музея-усадьбы «Приютино». Подобные ставили в загородных домах в холле при входе. Скульптура работы русского ­мастера. Роспись золотом сделана, скорее всего, рукой иконописца. Эта вещь ни разу не выставлялась. В середине следующего года ее увидят посетители музея.

В помещении высокие потолки, что позволяет работать с крупной скульптурой и даже при необходимости собрать иконостас. В облас­ти немало храмов, в которых иконостасы нуждаются в реставрации. В планах и такая работа.

В процессе формирования исследовательская лаборатория. Ее оборудование позволяет изучать предметы в ультрафиолете и инфракрасных лучах. На снимках иконостас из церкви XVII века поселка Важины в Подпорожском районе. Он длиной 12, высотой 6 метров. Ультрафиолетовая съемка — экспресс-анализ, она показывает, что на иконах написано первоначально, что поправлено или переписано ближе к нашему времени. В лаборатории есть аппарат Osiris, которым здесь особенно гордятся. В стране таких всего четыре. Он лучший в топе техники, разработанной для инфракрасной съемки. Система, создававшаяся для Национальной галереи в Лондоне, объединяет скорость работы и высокую точность получаемых изображений. Комплекс Osiris подходит как для изучения истории происхождения произведения живописи, так и для документации этапов реставрационной работы. Его тестировали на иконостасе церкви в Важинах. Съемка позволила предварительно оценить сохранность памятника, выявить, что нуждается в срочном вмешательстве реставраторов.

В следующем году намечена экспедиция, будут производиться противоаварийные работы на десяти иконах храма.

Пока в мастерских центра работают 13 высококвалифицированных реставраторов разных направлений. Они пришли из других музеев. Штат будет расширяться. Как говорит Жанна Максименко, надо выращивать своих специалистов. Опытные реставраторы определяют план — как и чем работать, передают опыт молодым. Выбирают процессы, позволяющие обучать молодежь, готовить к аттестации и дальнейшей самостоятельной работе с музейными предметами.

Рождествено2_Волкова.jpg
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ


В будний день в достаточно просторной входной зоне здания центра было многолюдно. Почти одновременно с журналистами приехала группа студентов, для которых проводились экскурсия и мастер-класс по реставрации деревянных элементов декора. Возможно, кто‑то из них задумается о профессии реставратора.


#музей #реставрация #мастера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (7572) от 24.12.2023 под заголовком «Вдали от шума городского».


Комментарии