В Русском музее начинается подготовка мегапроекта, посвященного 225‑летию со дня рождения Брюллова

После грандиозного успеха выставки Василия Сурикова, приуроченной Русским музеем к 175‑летию со дня рождения художника, начинается подготовка следующего мегапроекта, посвященного 225‑летию со дня рождения Карла Брюллова, «нашего всего» в русском искусстве всех времен. Как обычно, первыми за дело берутся музейные реставраторы. Благо главная картина Брюллова «Последний день Помпеи» входит в собрание Русского музея. «Санкт-Петербургские ведомости» увидели самое начало этой работы.

В Русском музее начинается подготовка мегапроекта, посвященного 225‑летию со дня рождения Брюллова | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«Великий Карл», как именовали современники Карла Брюллова, сделал русскую живопись первой половины XIX века фактом мировой культуры. Картина «Последний день Помпеи» включена во всемирный перечень шедевров, своего рода топ-лист мировой живописи всех времен и народов. Это вершина творчества Брюллова и в то же время один из символов Русского музея, где картина находится с первого дня его сущест­вования», — подчеркнула Алла Манилова, генеральный директор Русского музея, пригласившая журналистов в Корпус Бенуа посмотреть на шедевр Брюллова.

Последний день2_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


Она сообщила, что, готовясь к 225‑летию со дня рождения Брюллова, которое будет отмечаться в 2024 году, Русский музей задумал грандиозную монографическую выставку художника. И решил провес­ти первую за почти двухсотлетнюю историю «Последнего дня Помпеи» комплексную научную живописную художественную реставрацию картины. В 1995 году была проведена операция по спасению холста картины, утратившего работоспособное состояние. Картина была защищена от утраты. Но живописная реставрация тогда не проводилась. «Теперь наступило время для этой ответственной работы, чтобы посетители Русского музея могли в полной мере оценить высочайшее живописное мастерство автора, цветовое и тональное решение произведения. Сегодняшний уровень профессионализма наших реставраторов и технико-технологическое оснащение Русского музея позволяют провести такую работу», — сказала Алла Манилова.

В зале № 86 Корпуса Бенуа, куда помещена картина и где будет идти ее реставрация, установлен специальный прозрачный экран. Это беспрецедентное решение даст посетителям возможность ознакомиться с работой реставраторов — важнейшей стороной музейной деятельности, которая обычно остается «за кадром».

О картине «Последний день Помпеи» сочинено множество книг, хватит на целую библиотеку. Что полезно знать широкой публике? В 1827 году Брюллов, живший в Италии «на грант», как бы сказали сейчас, Императорского общества поощрения художеств, посетил археологические раскопки Помпей, античного города, погибшего в 79 году н. э. при извержении Везувия. Проведя на раскопках несколько дней, он решил создать картину не столько о гибели древнего города, сколько о приходе христианства на смену язычеству.

Картина, как считается, создавалась по заказу мецената Анатолия Демидова, который участвовал в поездке на раскопки. Впрочем, исследователи творчества Брюллова отмечают, что в 1827 году Демидову было всего 15 лет. Возможно, графиня Юлия Самойлова, близкий друг, муза и модель художника, добилась, чтобы впоследствии такой заказ был сделан. Кстати, на картине «Последний день Помпеи» у большинства женских персонажей заметно сходство с Самойловой, известной по брюлловскому портрету.

Весной 1828 года появились первые эскизы к будущей картине. Тогда же Брюллов услышал об извержении Везувия и поспешил приехать из Рима в Неаполь. Дальнейшее известно из письма художника Сильвестра Щедрина брату Аполлону: «…лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться, и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим».

Оставшись без пленэра, Брюллов занялся изучением литературы, начиная от текста древнеримского писателя Плиния-младшего, который был свидетелем гибели Помпеи. В 1833 году огромная картина (4,5 на 6,5 метра) была закончена художником. По словам Брюллова, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что‑нибудь достойное нынешнего требовательного века». Художник долго работал над всеми деталями и, только изобразив, как молния осветила мостовую на первом плане, посчитал работу законченной. В духе романтического времени он нарисовал себя в образе художника с ящиком кис­тей и красок на ступенях храма.

Про «Последний день Помпеи», без малейшего преувеличения, сразу заговорили все просвещенные люди того времени. Еще до завершения работы картину пришел посмотреть знаменитый писатель Вальтер Скотт. По воспоминаниям Брюллова, он провел у полотна несколько часов: «Просидел целое утро перед картиной, весь смысл, всю подноготную понял». Писатель-романтик, по сути, вручил эстафету романтику-художнику.

В 1834 году после Парижского салона, где Брюллов получил за картину большую золотую медаль, ее доставили морем в Петербург. Демидов подарил полотно Николаю I. Вскоре картина была помещена в отдельный зал Академии художеств, чтобы ее могла увидеть широкая публика.

Пушкин, увидев «Последний день Помпеи», сочинил стихо­творение: «Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя // Широко развилось, как боевое знамя. // Земля волнуется — с шатнувшихся колонн // Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, // Под каменным дождем, под воспаленным прахом, // Толпами, стар и млад, бежит из града вон». И нарисовал на рукописи фрагмент картины, изображающий сыновей, несущих старца.

Гоголь в статье «Последний день Помпеи» назвал картину «светлым воскресением живописи». И, говоря о мастерстве Брюллова, пояснил: «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своею красотою».

Крылатыми стали строчки «И стал «Последний день Помпеи» // Для русской кисти первый день», которые приписывают известному поэту Евгению Баратынскому.

С тех пор началась музейная история абсолютного шедевра Брюллова. В 1851 году, когда Эрмитаж стал общедоступным, картина «Последний день Помпеи» украсила стены здания Нового Эрмитажа, специально построенного для музея. В 1897 году полотно было передано в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III.

…И вот журналисты и реставраторы в огромном зале № 86, где уже начинаются подготовительные работы. Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи, поясняет, что в 1995 году была проведена комплексная техническая реставрация и консервация. Тогда на тыльной стороне холста было обнаружено около 50 заделанных прорывов и было принято решение установить дублировочный холст. Сейчас, по прошествии 28 лет после выполнения тех работ, картина находится в стабильном состоянии. Задача нынешней художественной реставрации — утоньшение лака по всей поверхности красочного слоя и удаление поздних записей, если они сильно накрывают авторский красочный слой. В финале при необходимости будут сделаны небольшие тонировки. Сейчас работа на начальном этапе — реставраторы изучают структуру произведения, берут пробы лака и отрабатывают методику утоньшения лака, а также состав той эмульсии, которая будет использоваться в этой работе.

Мы подходим к картине, которая неоднократно покрывалась лаком. Потеки лака наиболее ярко выражены на одежде жреца и теле натурщика. Спрашиваю Дашкина про небольшие трещины на участках картины с темными тонами, например, рядом с ребенком на первом плане. Художник-реставратор поясняет: это так называемые масляные разрывы, которые являются авторскими. Они появились, когда нижний толстый красочный слой высыхал медленнее, чем тонкий верхний. Эти трещины будут сохранены.

Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи, добавляет, что уже проведена съемка картины в ИК- и УФ-диапазонах. Она показала наличие множества авторских переписок в процессе создания картины и поздних внедрений. «Мы должны отделить одно от другого, тщательно и аккуратно сохранив переписки Брюллова», — говорит Кленова.

Реставрация «Последнего дня Помпеи» стала хорошей возможностью заняться и родной рамой картины. Ирина Веснина, заведующая отделом реставрации золоченой резьбы, отмечает, что в отличие от обычного для итальянских рам тополя, здесь использованы хвойные породы, больше свойственные рамам отечественного производства. Мастика, с помощью которой создавался лепной декор рамы, также применялась в России. Но по документам рама прибыла из Италии вместе с картиной. Это загадка для историков искусства.

Рама реставрировалась дважды, судя по использованным мас­тиковочным материалам, во второй половине ХХ века. Сейчас надо сначала убрать поздние вставки в декор и удалить окислы серебра, которые выступили на поверхности рамы. С целью экономии на раму наносили «двойник» — сусальное серебро и золото, сколоченные в один лист. Со временем серебро окислилось, и через золото вылезли темные следы. Также необходимо законсервировать трещины деревянной основы и тонировать поверхность золоченой рамы.

Последний день4_Г.jpg

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


Реставрацию картины «Последний день Помпеи» планируется завершить в октябре 2024 года. «Комплексная научная реставрация обеспечит сохранность произведения как минимум на столетие», — отметила заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина.

После этого легендарную картину перевезут в Михайловский замок, где в конце ноября откроется выставка «Великий Карл». На ней будут представлены 300 произведений художника из Русского музея и других ведущих музеев России. Впервые будет представлена картина Брюллова «Христос во гробе», которая благодаря усилиям Министерства культуры, ФСБ и других служб, недавно пополнила собрание Русского музея.

В дальнейшем предполагается, что эта картина войдет в постоянную экспозицию произведений Брюллова. В 2024 году сотрудники Русского музея будут работать над концепцией новой постоянной экспозиции всего Русского музея. Это огромная системная работа, и она сама по себе станет большой музейной сенсацией.


#Русский музей #брюллов #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (7571) от 22.12.2023 под заголовком «Первый день Помпеи».


Комментарии